После получения рецензии
студент на кафедре у секретаря ГАК записывается в очередь на защиту и готовит
доклад для выступления при защите. Объем доклада 4...8 страницы. В докладе
излагается кратко содержание проекта, предлагаемые мероприятия, их результаты.
За 24 часа до защиты
проект утверждается заведующим кафедрой, что является допуском к защите. После
утверждения дипломный проект, отзыв руководителя, рецензия сдаются секретарю
ГАК.
Порядок защиты
следующий:
1. Секретарь ГАК
объявляет фамилию, имя, отчество дипломника, тему проекта, руководителя.
2. Студентв течении 6...12 минут излагает основное содержание
проекта. Доклад разрешается читать. В докладе по мере необходимости делаются
ссылки на плакаты, альбом иллюстраций, макеты, материалы, получаемые при реализации
проекта и т.п.
1. По окончании доклада
члены ГАК задают вопросы. Дипломник коротко отвечает на них.
2. Секретарь ГАК
зачитывает рецензию на проект. При несогласии с замечаниями студент дает
соответствующие разъяснения. На этом защита заканчивается. Итоговая оценка защиты
выводится после обсуждения членами ГАК. Оценка объявляется в конце заседания.
Дипломный проект, отзыв
руководителя, рецензия, плакаты и один экземпляр альбома иллюстраций сдаются
секретарю ГАК для сдачи в архив института.
Защита дипломного
проекта – ответственное и волнующее событие в жизни человека. Для его успешного
преодоления необходимо обратить внимание на ряд факторов.
Элегантность, аккуратность,
подтянутость в одежде (но не франтовство) способствует благоприятному
впечатлению и расположению к нему со стороны членов ГАК.
По мере возможности при
выступлении надо держаться раскованно, естественно, непринужденно, спокойно,
уверенно, избегать чрезмерной жестикуляции, «пританцовывания на месте».
Нежелательно скрещивать руки на груди, держать их в кармане, крутить что-либо в
руках, скрещивать ноги, снимать туфли.
По поведению дипломника
на защите нужно отметить также следующее:
1. Главное в процессе защиты
– ответы на вопросы. По ним члены ГАК судят об интеллекте дипломника и его
знаниях.
2. Ответы не должны быть
типа «да» или «нет» и слишком длинными. При ответах надо избегать
категоричности.
3. Отвечая на вопросы,
нужно касаться только существа дела. Надо проявлять скромность в оценке своих
результатов и тактичность к задающим вопросы.
4. Если вопросы ставятся
нечетко, лишь косвенно относятся к теме проекта, а дипломник не знает, что
отвечать, тогда возможен ответ: «Этот вопрос не входит в задачи проекта». Часто
применять такой ответ не следует.
5. При подготовке к
защите необходимо отработать варианты ответов на «трудные» вопросы
(затрагивающие слабые стороны проекта).
6. При ответе на вопрос
нужно смотреть в лицо тому, кто задал вопрос.
7. Не падать духом,
когда нет ответа на заданный вопрос. Надо попытаться найти что-то близкое в
своей работе, показать на плакате и прокомментировать.
8. При докладе не
поворачиваться спиной к залу, разглядывая свои иллюстрации.
9. В конце защиты
поблагодарить членов ГАК за внимание к проекту, руководителя за руководство и
помощь в работе.
В заключение необходимо
отметить, что выполнение дипломного проекта – сложный творческий процесс. Понятно,
что все вопросы, касающиеся его, в рамках предлагаемого руководства рассмотреть
невозможно. Если читатель освоил хотя бы принципиальные моменты выполнения и
защиты дипломного проекта, то можно считать, что труд автора не пропал даром.
В приложении С
приводится без изменения структура и содержание типовых дипломных проектов по
источнику [76] СПбГИЭУ, который имеет большой опыт выпуска специалистов по
специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в городском
хозяйстве)», что представляет определенный интерес для студентов и
преподавателей Камской государственной инженерно-экономической академии, которая
только в 2000г. произвела первый выпуск по указанной специальности.
В предлагаемом
руководстве автор рекомендует выполнять основную часть дипломного проекта по
общепринятой структуре в трех разделах [76]. Кроме того, в руководстве рекомендуется
использовать современные действующие формы учета результатов хозяйственной
деятельности предприятия, официальные документы [80] для оценки
технико-экономической эффективности проекта и широко применять при выполнении
аналитического и проектного разделов программные продукты, что будет
способствовать повышению качества дипломного проекта и быстрой адаптации
выпускника на производстве.