36.1. Полномочия участников бюджетного процесса
Бюджетными полномочиями в Российской, Федерации обладают: фи¬нансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, госу¬дарственного и муниципального финансового контроля.
Участниками бюджетного процесса являются:
• Президент Российской Федерации;
• органы законодательной и представительной власти;
• органы исполнительной власти: финансовые органы, ор¬ганы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; глав¬ные распорядители и распорядители бюджетных средств; другие органы, на которые законодательством Россий¬ской Федерации и субъектов Российской Федерации воз¬ложены бюджетные, налоговые полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджет¬ные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средст¬вами бюджетов.
36.2. Ответственность и разграничение обязанностей
Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств, а также должностные лица главного распорядителя и распоряди¬теля бюджетных средств отвечают за:
• целевое использование выделенных в их распоряжение бюд¬жетных средств;
• достоверность и своевременное представление отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;
• своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;
• своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;
• утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюд-жетных учреждений;
• соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом о бюджете;
• соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;
• эффективное использование бюджетных средств.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся:
• установление общих принципов организации и функциониро¬вания бюджетной системы;
• распределение доходов от федеральных налогов и сборов, дру¬гих доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы;
Реализация законодательных функций всех ветвей власти по¬зволяет осуществлять единый подход к регулированию государ¬ственных и муниципальных финансов. Они во многом зависят от успешного функционирования исполнительных ветвей вла¬сти, которые рассмотрим далее.