ГЛАВНАЯ
      РЕПЕТИТОРЫ
       ГОТОВЫЕ РАБОТЫ
       ПРАЙС-ЛИСТ
         КОНТАКТЫ
 
Главная || Мой профиль | Выход
Заказать работу просто. Заполните форму заказа в разделе "Сделать заказ". В течение 24 часов или ранее, вам будет дан ответ по стоимости и срокам. Спасибо что посетили наш сайт!
Главное МЕНЮ



НОВОЕ поступление

Нам ВАЖЕН ваш ответ:


Главная » Зачем нужна культура



ЗАЧЕМ  НУЖНА КУЛЬТУРА

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

Культура — неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие толь­ко ей функции.

Функция приспособления к окружающей среде. Мож­но сказать, что это древнейшая функция культуры. Имен­но благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться огнем и в результате смог заселить огромные территории земного шара.

Функция накопления, хранения и передачи культур­ных ценностей. Эта функция позволяет человеку опреде­лить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечива­ют механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накоплен­ное веками наследие, которое остается неизменным фунда­ментом творческих поисков человечества.

Функция целеполагания и регулирования жизни обще­ства и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закреп­ляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиоз­ные доктрины Средневековья, известные вам из курса ис­тории. Они одновременно создавали ценности общества, оп­ределяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указыва­ли, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

Функция социализации. Эта функция дает возмож­ность каждому конкретному человеку усваивать определен­ную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Лю­ди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не могут адаптироваться к жизни в человеческом об­ществе. (Вспомните маугли — людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностя­ми, способствует процессам интеграции и единства челове­ческой культуры. Особенно наглядной она становится в со­временном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно ус­ловно. В реальной жизни они тесно переплетены и выгля­дят как неделимый процесс культурного творчества чело­веческого разума.

МНОГО ЛИ КУЛЬТУР?

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветка­ми и веточками, которые переплетаются между собой и те­ряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, со­единяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков ис­торические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры мо­гут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возь­мите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в  глубь общества, то и здесь мы  увидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозраст­ным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возра­ста отличаются друг от друга, так же как отличается куль­турно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культу­ру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный ди­алог культур. Особенно наглядно это видно на примере вза­имопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их раз­личия обусловлены индивидуальным историческим разви­тием. Но история перешагивает национальные и региональ­ные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нуж­но постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в со­прикосновении с другими культурами, вырастают на бога­той культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мо­жет! — но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолирован­ных культурных общностей, разве только где-то в малодо­ступных экваториальных лесах. Научно-технический про­гресс, связанные с ним информационные технологии, раз­витие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда — все это влечет за собой интер­национализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче всего в межнациональном общении усваиваются достижения тех­ники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художест­венного творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми ли­тературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечелове­ческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возника­ют сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются но­выми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывает­ся для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным при­мером может служить судьба североамериканских индей­цев, которые все больше и больше растворяются в амери­канском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры — к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без своего культурного багажа ни один народ не может на равных входить в ми­ровую культуру, ему нечего будет положить в общую ко­пилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве по­требителя.

Народная культура — это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, ис­точник развития и хранилище традиций. Это культура, со­здаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности. Ее про­изведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет авто­ров. И именно поэтому она — плод коллективного творче­ства. Даже если ее достоянием становятся авторские про­изведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми его преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, ар­хитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное ис­кусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей на­родной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фра­зеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних тради­ций регулярно использует в своем обиходе,— это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она на­ходится в постоянном употреблении. Пока бабушки расска­зывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится всего лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. На­родная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бе­режного и внимательного отношения.
 
Источник:
Культура и духовная жизнь общества. Курс лекций. М. 2006. 20 с



 




 
 
ЧЕЛНЫ-ДИПЛОМ.РУ - профессиональная помощь в учебе. Дипломы, курсовые, контрольные, рефераты
             обмен ссылками,
             карта сайта
 
У нас заказывают студенты из городов:
Дипломы и курсовые работы на заказ, рефераты на заказ, тесты на заказ, индекс