ВИДЫ И СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ Конкуренция – это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтере-сованными в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.
Объект конкуренции – это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Функции конкуренции на рынке
• выявление или установление рыночной стоимости товара;
• выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
• регулирование перелива средств между отдельными отраслями и производителями.
Виды конкуренци
• функциональная конкуренция;
• видовая конкуренция;
• предметная конкуренция.
Функциональная конкуренция – возникает, поскольку любую потребность можно удовлетворить по-разному. Следовательно, товары, с помощью которых возможно удовлетворение, выступают конкурен-тами.
(Пример: письмо-факс-электронная почта)
Видовая конкуренция – это результат того, что имеются товары, обслуживающие одну и ту же по-требность, но различающиеся между собой по каким-то существенным характеристикам.
(Пример: легковые автомобили одного класса с разными по мощности двигателями)
Предметная конкуренция – возникает потому, что производители создают практически одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые и по качеству.
(Пример: телевизоры разных марок).
Цели анализа деятельности конкурентов
• Выявление существующих и возможных товаров-конкурентов;
• Определение настоящих и потенциальных конкурентов- производителей этих товаров;
• Исследование слабых и сильных сторон всех конкурирующих товаров;
• Разработка прогнозов вероятной тактики и стратегии конкурентов.