11.1. Общие принципы
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета либо превышение дохо¬дов над расходами — профицит бюджета.
Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита.
В случае профицита могут быть сокращены налоговые дохо¬ды бюджета.
Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.
Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это прежде всего за¬емные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или фи¬нансового рынков.
При принятии бюджета на очередной финансовый год с де¬фицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, мест¬ного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъ¬екта РФ, объем доходов местного бюджета.
Размер дефицита федерального бюджета не может превы¬шать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из феде¬рального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета на¬правляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
11.2. Источники финансирования дефицита бюджета
Источники финансирования дефицита бюджета утверждают¬ся органами законодательной власти в законе о бюджете на оче¬редной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципаль¬ных образований при их первичном размещении не служат ис¬точниками финансирования дефицита бюджета.
Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюдже¬тов различных уровней.
Источниками финансирования дефицита федерального бюд¬жета являются:
1) внутренние источники — кредиты, полученные Россий¬ской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
2) внешние источники следующих видов — государствен¬ные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем вы¬пуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств ино¬странных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:
1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального обра¬зования;
2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций.
Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок обору¬дования.
11.3. Особенности федерального бюджета 1999 г.
В бюджете на 1999 г. в качестве основных целей экономической политики предусмотрено:
• преодоление последствий финансового кризиса, поддер¬жание уровня жизни населения и обеспечение функцио¬нирования реального сектора экономики;
• прекращение спада экономики и обеспечение экономи¬ческого роста;
• стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля; снижение налоговой нагрузки, создание льготных усло¬вий для производственного инвестирования, повышение уровня собираемости налогов;
• осуществление реструктуризации государственного долга РФ; минимизация государственных заимствований РФ на финансовых рынках и сокращение дефицита федераль¬ного бюджета;
• снижение неплатежей, сокращение неденежных форм расче¬тов;
• переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• полное исполнение государством своих обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом;
• обеспечение превышения доходов федерального бюджета над его расходами, кроме расходов на обслуживание го¬сударственного долга РФ в размере 1,64% ВВП. Расходы федерального бюджета на 1999 г. составили по закону 575,05 млрд. руб. и доходы — 473,68 млрд. руб. Прогнозируемый объем ВВП — 4 000 млрд. руб. и уровень инфляции — 30,0%.
Предельный размер дефицита федерального бюджета уста¬новлен в сумме 101,37 млрд. руб., или 2,54 % объема ВВП. На покрытие дефицита бюджета предполагается направлять:
• доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;
• доходы от приватизации государственного имущества;
• сумму превышения доходов над расходами по государствен¬ным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней;
• кредиты международных финансовых организаций, пра¬вительств иностранных государств, банков и фирм;
• средства от покупки Центральным банком РФ облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом.
Предельный размер государственных кредитов, предостав¬ляемых в 1999 г. Российской Федерацией иностранным государ¬ствам, кроме государств — участников СНГ, предусматривается в сумме 400,0 млн. долл. США, а государствам — участникам СНГ — 500,0 млн. руб., в том числе Республике Беларусь — до 250,0 млн. руб. Взнос РФ в бюджет Союза Беларуси и России составит 520,0 млн. рублей.
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ в 1999 г. формируется за счет 14% общего объема налоговых дохо¬дов, поступающих в федеральный бюджет, кроме доходов, кон¬троль за поступлением которых осуществляет Государственный таможенный комитет РФ.
Исполнение Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ производится пропорционально долям, преду¬смотренным законом, по мере фактического поступления дохо¬дов в федеральный бюджет, за счет которых формируется фонд, и с учетом возникающих в процессе исполнения федерального бюджета взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.
На 1999 г. предусмотрены зачеты встречных требований, в том числе оформленные гарантийными обязательствами бюдже¬тов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.
Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на I января 2000 г. установлен:
• по долговым обязательствам РФ — в сумме 648,3 млрд. руб.;
• по целевым долговым обязательствам РФ — в сумме 30 млрд. долговых рублей.
В целях своевременного осуществления неотложных плате¬жей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга РФ предусмотрено привлекать кредиты Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по государственному внешнему долгу РФ за счет перечисления Центральным банком РФ средств в иностранной валюте этим банкам.