9.1. Содержание расходов бюджета
Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на:
• единых методологических основах;
• нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;
• финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей могут самостоятельно увеличивать нормативы финансовых за¬трат на оказание государственных муниципальных услуг.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического со¬держания делятся на текущие и капитальные расходы. Эта груп¬пировка устанавливается экономической классификацией расхо¬дов бюджетов РФ.
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществле¬нии которых создается или увеличивается имущество, находя¬щееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на прове¬дение капитального ремонта, средства, предоставляемые в каче¬стве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.
В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказа¬ние государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
9.2. Бюджетный кредит, субсидии, субвенции, инвестиции
Наряду с безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями из бюджета выделяются средства на возвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.
Бюджетный кредит предоставляется на основании заключенного до¬говора при условии предоставления заемщиком обеспечения испол¬нения своего обязательства по возврату кредита.
Способами обеспечения исполнения обязательств по возвра¬ту бюджетного кредита служат: банковские гарантии, поручи¬тельства, залог имущества, в том числе в виде акций, других ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
Бюджетная ссуда — это представляемые бюджету другого уровня бюд¬жетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Бюджетные ссуды расширяют возможности перераспределе¬ния средств в рамках бюджетной системы. За счет этих ссуд по¬крывается временная потребность в денежных средствах, вы¬званная временным шагом между поступлением доходов и фи¬нансированием расходов. Это так называемый кассовый разрыв.
Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной сис¬темы физическим и юридическим лицам.
Субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам.
9.3. Резервный фонд
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной систе¬мы предусматривается создание резервных фондов органов ис¬полнительной власти и местного самоуправления. Их размер не превышает 3% утвержденных расходов бюджета.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Орган исполнительной власти, местного самоуправления ежеквартально информирует орган законодательной или пред¬ставительной власти, представительный орган местного само¬управления о расходовании средств резервного фонда.
9.4. Разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирования
Рассмотрим разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирования расходов из бюджетов различных уровней.
1. Только из федерального бюджета финансируются следую¬щие функциональные виды расходов:
• обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избира¬тельной комиссии РФ, федеральных органов исполни¬тельной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;
• функционирование федеральной судебной системы;
• осуществление международной деятельности в общефеде¬ральных интересах: финансирование межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации и др.;
• национальная оборона и обеспечение безопасности государства, конверсия оборонных отраслей промышленности;
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
• компенсации государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий; других социальных выплат из федерального бюджета;
• государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
• государственная поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
• исследование и использование космического пространства;
• содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
• обслуживание и погашение государственного долга РФ;
• пополнение государственных запасов драгоценных метал¬лов и драгоценных камней, государственного материаль¬ного резерва;
• проведение выборов и референдумов РФ;
• федеральная инвестиционная программа.
2. Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финанси¬руются следующие функциональные виды расходов:
• государственная поддержка отраслей промышленности, кроме атомной энергетики, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
• обеспечение правоохранительной деятельности, противо¬пожарной безопасности;
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие науч¬но-технический прогресс;
• социальная защита населения;
• охрана окружающей природной среды, охрана и воспро¬изводство природных ресурсов, гидрометеорологическая деятельность;
• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычай¬ных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• развитие федеративных и национальных отношений;
• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъ¬ектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
• обеспечение деятельности средств массовой информации;
• финансовая помощь другим бюджетам.
3. Из средств бюджетов субъектов РФ финансируются сле¬дующие функциональные виды расходов субъектов РФ:
• функционирование органов законодательной, представи¬тельной и исполнительной власти;
• обслуживание и погашение государственного долга;
• проведение выборов и референдумов;
• обеспечение реализации региональных целевых программ;
• формирование государственной собственности;
• осуществление международных и внешнеэкономических связей;
• содержание и развитие предприятий, учреждений и орга¬низаций, находящихся в ведении органов государствен¬ной власти;
• обеспечение деятельности средств массовой информации;
• оказание финансовой помощи местным бюджетам;
• прочие расходы, связанные с осуществлением полномо¬чий субъектов РФ.
4. Только из средств местных бюджетов финансируются функциональные виды расходов:
• содержание органов местного самоуправления;
• формирование и управление муниципальной собственностью;
• организация, содержание и развитие учреждений образо¬вания, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреж¬дений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
• охрана общественного порядка, содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муни¬ципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов, кроме радиоактивных; органи¬зация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
• организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
• обеспечение противопожарной безопасности;
• охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
• реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
• обслуживание и погашение муниципального долга;
• целевое дотирование населения;
• содержание муниципальных архивов;
• проведение муниципальных выборов и местных референ¬думов;
• прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значе¬ния, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной клас¬сификацией.
9.5. Особенности расходов федерального бюджета на 1998 г.
В ходе исполнения федерального бюджета Правительство РФ имеет право вносить изменения в ведомственную структуру рас¬ходов федерального бюджета в связи с передачей полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или ви¬дов расходов.
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ в 1998 г. формировался за счет 14% общего размера налоговых до¬ходов, поступающих в федеральный бюджет, кроме доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и других таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов.