Главная » Общие требования к составу, структуре, содержанию и тематической направленности дипломных проектов
Дипломный проект состоит
из пояснительной записки и прилагаемого к ней иллюстративного материала.
Пояснительная записка
(ПЗ) представляется по следующей структуре:
1. Титульный лист (приложение
Д).
2. Задание на дипломный
проект.
3. Аннотация.
4. Содержание.
5. Введение.
6. Основная часть –
разделы проекта.
7. Заключение.
8. Список используемых
источников и литературы.
9. Приложение.
Объем пояснительной
записки дипломного проекта приблизительно 80-120 страниц печатного текста.
Иллюстративный материал,
прилагаемый к пояснительной записке, включает иллюстрационный альбом,
содержащий 5-10 листов формата А4 иллюстраций, и 1-2 листа графического материала
формата А1 с наиболее значимыми результатами дипломного проекта. Разрешается
иллюстрационный альбом не представлять, тогда иллюстративный наглядный (графический)
материал, выносимый на защиту дипломного проекта, должен быть выполнен на 4-6
листах ватмана формата А1.
Объем отдельных частей
пояснительной записки и иллюстративного материала, требования к содержанию и
оформлению приведены ниже в разделе 2, 3 и 4 настоящего руководства по
дипломному проектированию.
Дипломный проект должен
отвечать общим требованиям, предъявляемым к научно-исследовательской работе и
другой проектной документации, поэтому структура, требования к содержанию и
оформлению пояснительной записки и иллюстрационного альбома должны
соответствовать ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Общие
требования и правила оформления», а графического материала – Единой системе
конструкторской документации (ГОСТ 2.104-68, ГОСТ 2.301-68 и др.) [6]. Правила
оформления схем алгоритмов и программных продуктов по ГОСТ 19.002-80.
Содержание основной
части дипломного проекта зависит от темы дипломного проекта, но вместе с тем
необходимо учитывать общую рекомендательную структуру основной части и перечень
обязательных вопросов, которые необходимо решить при выполнении дипломного
проекта. Рекомендуется следующая структура основной части в виде 3-х разделов:
1. Теория вопроса и
характеристика изучаемого объекта. Проблемы развития (теоретическая или научно -
исследовательская часть).
2. Анализ фактического
состояния изучаемого объекта (аналитическая часть).
3. Разработка и обоснование
мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия или
бизнес-плана инвестиционного или инновационного проекта (проектная часть).
Методологическая цепочка
выполнения основной части такова: в результате изучения теории вопроса и
характеристики изучаемого объекта выявляются проблемы его развития; анализ
хозяйственной деятельности и обобщение его результатов позволяет установить причины
проблем в развитии изучаемого объекта и предложить направления для устранения
этих причин; в проектной части на основе технико- и социально-экономических
обоснований разрабатываются конкретные мероприятия по решению проблем развития
изучаемого объекта. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный
характер, должны быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их
практическое применение. Базой для разработки конкретных мероприятий и
предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы во 2-ом разделе, а
также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт, рассмотренный в
1-ом разделе. Эта общая линия выполнения проектов экономистов-менеджеров или
инженеров-экономистов по специальности 080502.65 должна быть выдержана, но она
имеет определенные вариации в зависимости от видов дипломных проектов.
По содержательному
направлению дипломные проекты по специальности 080502.65 можно разделить на
следующие виды:
1) проекты, содержащие
анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработку
мероприятий по повышению эффективности его деятельности;
2) проекты, нацеленные
на разработку какого-либо направления технико-экономической,
организационно-управленческой деятельности предприятия, организации, учреждения
или органа управления;
3) бизнес-проект или
бизнес-план организации крупномасштабного производства или
социально-экономически значимой для региона деятельности;
Рекомендуемый перечень
тем дипломных проектов [5,37] для студентов преимущественно дневного обучения
приведен в приложении Е, который охватывает широкий круг проблем функционирования
организаций и предприятий городского хозяйства. В связи с тем, что желательно
выполнять дипломные проекты по месту работы (студенты-заочники) или по месту будущей
работы (студенты всех форм обучения), предлагается более расширенная тематика дипломных
проектов (приложение Ж), охватывающая как градообслуживающие отрасли городского
хозяйства и системы управления, так и
связанные с ними градообразующие отрасли народного хозяйства. Каждая из предложенных
тем может быть соответствующим образом сформулирована и отнесена к одному из
четырех видов дипломных проектов по направленности разработки.
Дипломные проекты
первого вида выполняются на базе конкретного предприятия, поэтому в названии
темы обязательно указывается предприятие. Например, «Анализ финансово-хозяйственной
деятельности ЗАО ПФ ««ТрансТехСервис» и разработка бизнес-плана по организации гарантийного
обслуживания легковых автомобилей фирмы «Фольксваген»» или «Анализ
финансово-хозяйственной деятельности ООО «Газсервис» и разработка мероприятий
по повышению её эффективности».
Эти дипломные проекты
состоят из трех разделов, имеющих следующую формулировку:
1. Общая характеристика
объекта дипломирования. Постановка проблем развития.
2. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
3. Разработка
мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия или
бизнес-плана инвестиционного или инновационного проекта.
Дипломные проекты
второго вида (более 90% тем в приложениях Е и Ж) основываются на анализе
какой-либо стороны деятельности предприятия, выявлении проблем в этой области и
разработке мероприятий по их преодолению. Примеры тем проектов второго вида:
«Разработка информационного обеспечения процессов управления подразделениями
Автомобильного завода ОАО «КАМАЗ» при переходе к выпуску продукции по заказам»
или «Совершенствование системы безналичных расчетов ЗАО «Камдорстрой» и
разработка бизнес-плана по внедрению электронной системы расчетов».
Эти дипломные проекты
состоят из трех разделов со следующей формулировкой:
1. Анализ состояния
проблемы. Общая характеристика объекта дипломирования.
2. Анализ проблемы на
объекте дипломирования за последние 3-5 лет.
3. Разработка
мероприятий и оценка их технико-экономической эффективности или бизнес-плана
инвестиционного или инновационного проекта.
Дипломные проекты
третьего вида имеют ту особенность, что разработки в них часто не опираются на
базовые предприятия, т. е. ведутся на «ровном поле». В связи с этим увеличиваются
объемы работ по маркетинговому исследованию рынка, организации самого предприятия
и производства. В крупномасштабных проектах требуется тщательное обоснование
целесообразности реализации проекта. Пример темы проекта третьего вида: «Разработка
бизнес-проекта по организации утилизации автотранспортных средств» или «Бизнес-план
реконструкции очистных сооружений г.Набережные Челны».
Разделы дипломного
проекта третьего вида могут совпадать с разделами типового бизнес-проекта или бизнес-плана
инвестиционного проекта, но разделы плана должны разрабатываться более
детально, чем в бизнес-планах внутреннего назначения.
Научно-исследовательские
дипломные проекты направлены на разрешение социально-экономических проблемных ситуаций.
Такие ситуации возникают в результате открытия новых фактов, которые явно не
укладываются в рамки прежних теоретических представлений. В дипломе должна быть
четко сформулирована проблема, т. е. указана «граница» между знанием и
незнанием о предмете исследования и пути решения проблемы. Предлагаемые
положения должны быть научно обоснованы. Исходя из этих требований, дипломный
проект может содержать разделы:
Анализ состояния
вопроса. Формулирование проблемы.
Методология решения или
исследования (выдвижение новых положений и их обоснование).
Научно-практические
аспекты применения предлагаемых научно-методических разработок
(исследовательская или экспериментальная часть).