ГЛАВНАЯ
      РЕПЕТИТОРЫ
       ГОТОВЫЕ РАБОТЫ
       ПРАЙС-ЛИСТ
         КОНТАКТЫ
 
Главная || Мой профиль | Выход
Заказать работу просто. Заполните форму заказа в разделе "Сделать заказ". В течение 24 часов или ранее, вам будет дан ответ по стоимости и срокам. Спасибо что посетили наш сайт!
Главное МЕНЮ



НОВОЕ поступление

Нам ВАЖЕН ваш ответ:


Главная » Правила разработки и оформления дипломных работ



Общие положения

Дипломная работа (дипломный проект) представляет собой научный труд. Тема выбирается студентом самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности и научно-практических интересов.

Требования к дипломной работе:

1. Обложка. На обложке дипломной работы пишется фамилия и инициалы студента, его регистрационный номер, название дипломного проекта, фамилия научного руководителя, его ученая степень (если имеется), месяц, год и место выполнения дипломной работы. В верхней части обложки обозначается наименование учебного заведения.

Титульный лист. Титульный лист оформляется так же, как и обложка. Дополнительно после наименования темы работы пишется оглавление (с наименованием глав без параграфов). Пример оформления титульного листа показан ниже. Оглавление с наименованиями не только глав, но и параграфов дублируется в конце дипломной работы (на ее последней странице после списка литературы).

2. Текст. Дипломная работа выполняется на белой стандартной бумаге на одной стороне листа формата А-4 (210><298 мм) на пишущей машинке или компьютере через два межстрочных интервала. На одной странице размещается не более 29 строк. В строке, включая интервалы (пропуски), — не более 62 — 63 знаков. Каждая страница должна иметь поля. Размер левого поля 35 мм, правого — не менее 10 мм, верхнего и нижнего — не менее 20 мм. Страницы обозначаются арабскими цифрами на верхнем поле в средней части. Отсчет страниц начинается с титульного листа, однако, цифра «1» на титульном листе не проставляется. Не проставляются страницы и на листах, которые полностью заняты таблицами или иллюстрациями, и текст которых размещен по длине листа. Однако такие страницы в сквозной нумерации учитываются.

Отдельные слова, формулы, условные знаки разрешается вписывать в текст от руки чертежным шрифтом только черным цветом (чернилами, тушью, пастой). Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в тексте дипломной работы, следует после подчистки исправлять на пишущей машинке или от руки черной тушью (пастой). Выполнять схемы и рисунки допускается только черным цветом. Исключение составляют лишь проективные текст-рисунки, которые следует интерпретировать в отношении цветовых предпочтений испытуемых.

Главы дипломной работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Параграфы также нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Так, например, в главе второй параграфы обозначаются: 2.1; 2.2; 2.3 и т.д. Пункты в параграфах нумеруются также арабскими цифрами: 3.2.1; 3.2.2. и т.д. Заголовки глав печатаются заглавными (прописными) буквами, заголовки параграфов — строчными. Подчеркивание заголовков не допускается.

3. Иллюстрации в дипломной работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Например, рис. 2.2 (второй рисунок второй главы). Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка. В конце подписи (наименования рисунка) точка не ставится. Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте дипломной работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице. В качестве примера ниже показано оформление одного из рисунков в дипломной работе.

4. Таблицы следует располагать после первого упоминания о них в тексте дипломной работы. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенного значения, то можно их располагать в приложении.

Если таблицы занимают достаточно большой объем площади листа и размещаются по ее длине, то страницы (листы) рукописи следует закреплять в дипломной работе таким образом, чтобы при рассмотрении этих таблиц рукопись можно было бы разворачивать по часовой стрелке.

Все таблицы должны иметь заголовок, который располагается над таблицей. Заголовок должен кратко характеризовать значение табличных данных. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится.

Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков. Располагается нумерация сверху заголовка справа. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. Например: см. табл. 2.3 — смотрите таблицу 3 второй главы.

В случае, если на одной странице таблица не вмещается, продолжают ее на следующей странице. В этом случае на следующей странице над таблицей пишут «Продолжение табл. 2.3». Пример оформления одной из таблиц показан ниже.

5. Формулы выписываются аккуратно, черным цветом. Их нумеруют в пределах главы арабскими цифрами. Например, (2.3) (третья формула второй главы). При ссылке на формулу номер формулы указывается в скобках, например: «В формуле (2;3)...». Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводятся непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Каждое из них начинается с новой строки, первая строка начинается со слова «где».

6. Ссылки на литературные источники. По контексту рукописи дипломной работы автор может ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно или когда используются мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в рукописи дипломной работы в квадратных скобках приводится порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника.

При ссылке на литературу число, заключенное до запятой, означает номер литературного источника по списку использованной литературы, который приводится в конце работы. Второе число (после запятой) означает страницу указанного источника. Числа, разделенные точкой с запятой, означают перечисление литературных источников.

Если автор считает целесообразным делать подстрочные примечания, относящиеся к литературным источникам, то их описание должно осуществляться согласно правилам описания произведений печати.

7. Список литературы. В список литературы включают все использованные в работе источники в порядке появления ссылок на них в тексте. Располагать литературные источники в алфавитном порядке, как это делается в диссертационных работах, не возбраняется. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий Москва — М., Ленинград — Л., Санкт-Петербург — СПб.

В сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Набор элементов в библиографических описаниях и последовательность их расположения регламентируется стандартом. Все описания должны быть составлены в соответствии с ГОСТ 701 — 84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.12 — 93 «Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила» и ГОСТ 7.11 — 78 «Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании».

Введение к дипломной работе

Любая научно-исследовательская работа должна иметь следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения (если в них имеется надобность). Такой структуры следует придерживаться и при написании дипломной работы.

Во введении автор обосновывает тему исследования и ее актуальность, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели и предмета исследования, строит рабочую гипотезу.

На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей работе.

Рекомендуется отметить также новизну и практическую значимость исследования (как они видятся дипломанту).

И конечно, исследование должно проводиться на конкретной базе. В качестве базы исследования могут выступать группы учащихся школы, колледжа или техникума, сотрудники учреждения, работники предприятия или фирмы, другие группы испытуемых.

1. Обоснование темы исследования и ее актуальность. Кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников. Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования. Проблема, которую слушатель предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.

2. Цель исследования. Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить студенту в процессе выполнения дипломной работы.

3. Объект исследования. Объектом исследования в практической психологии являются социально-психологические явления в обществе, а также поведение людей в процессе их взаимодействия, в совместной деятельности.

4. Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала сомнения.

5. Рабочая гипотеза исследования строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования.

6. В соответствии с целью и предметом исследования и исходя из рабочей гипотезы определяются задачи исследования.

7. Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью как основных, так и специализированных методов, применяемых в социальной и практической психологии.

8. Новизна и практическая значимость исследования. Кратко излагается, в чем заключается новизна исследования (новое видение проблемы, новые методические разработки, уточнение некоторых концептуальных положений и т.п.), какова его практическая значимость (предлагаемые практические рекомендации, методические приемы и способы психодиагностических процедур, психокоррекционной работы и т.п.).

Новизна выявляется в результате анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений (определение новых моментов в психодиагностическом исследовании, более детальная разработка методик психодиагностики и т.п.).

Практическая значимость подробно отражается в практических рекомендациях (основная часть дипломной работы). Здесь же во введении следует кратко описать, в чем конкретно заключается ценность результатов исследования для практики.

9. База исследования. Указывается количество испытуемых, коллективы, в которых применялись методы практической психологии, и другие данные, характеризующие базу исследования.

Конечно, открыть что-то новое в психологической науке для студента — непосильная задача, однако обращаться к категориям новизны и практической значимости дипломной работы следует. Это будит творческую мысль студента, направляет его интеллект на решение конкретных практических задач.

 

      Выбор темы курсовой или дипломной работы

Тематика курсовых и дипломных работ разрабатывается кафедрами. При этом преподаватели исходят из своих научных интересов, учитывают направления научных исследований в рамках кафедральных госбюджетных и хоздоговорных тем. Каждому преподавателю выделяется для научного руководства определенное количество курсовых и дипломных работ. Перечень предложенных ими тем сначала обсуждается и утверждается на заседаниях кафедры, затем — научно-методическим советом или советом факультета, после чего списки вывешиваются для выбора (при этом общее количество тем равно числу студентов). В течение установленного деканатом срока студенты должны выбрать тему работы, записав свою фамилию в список тем или подав на соответствующую кафедру заявление (в заявлении, написанном на имя заведующего кафедрой, должна содержаться просьба о закреплении названной темы, указывается научный руководитель и обязательно ставится дата подачи заявления на кафедру). Если студент не выбрал тему в установленный деканатом срок и не подтвердил свой выбор заявлением, за ним закрепляется любая из оставшихся свободных тем. Окончательное закрепление тем курсовых и дипломных работ осуществляется приказом по факультету. В дальнейшем изменение (или уточнение) названия работы может быть сделано только в исключительных случаях по просьбе научного руководителя; оно (при согласии деканата) утверждается на заседании кафедры.

Чтобы выбрать тему из числа предложенных, нужно хорошо осознать свои исследовательские интересы. Это определит успех всей дальнейшей работы. Часто название темы не позволяет студенту ясно представить суть работы, и в этом случае необходима встреча с преподавателем, предложившим тему, чтобы в личной беседе получить ответ на все интересующие вопросы и принять затем окончательное решение.

Нередко уже у студентов 1-го курса наблюдается стремление выполнить работу, требующую обязательно проведение экспериментального исследования. Нам представляется, что игнорирование ими реферативных тем (т.е. ставящих цель подготовки и написания аналитического обзора литературы по какой-то проблеме) далеко не всегда оправданно, особенно если материал еще не изучался в психологических курсах, а студенты обладают низким уровнем развития умений работать с литературой и излагать свои мысли. Работа, начатая на 2-м курсе как реферативная, может быть продолжена (и это желательно) в дальнейшем уже как экспериментальная по согласованию с научным руководителем. Практика показывает, что именно в результате длительной и последовательной разработки темы удается выполнить на высоком уровне интересную и серьезную дипломную работу.

Существует и иной способ выбора темы, когда студент своевременно (не позже марта) предлагает свою тему. На этом следует остановиться несколько подробнее, затронув попутно и некоторые общие требования к тематике курсовых и дипломных работ.

Считают, что при выборе темы для самостоятельного исследования предпочтительнее брать узкую тему, которую можно глубоко и всесторонне разработать. Сузить, конкретизировать слишком широкую тему помогут преподаватели. Желательно представлять себе научные интересы преподавателей факультета (перечень направлений их научной работы заранее вывешивается), поскольку предложенная студентом тема не будет принята, если факультет не в состоянии обеспечить квалифицированное научное руководство ее разработкой. Нужно постараться также предусмотреть возможность использования предполагаемых результатов будущего исследования, оценить предлагаемую проблему с точки зрения ее значимости.

К приемам, помогающим самостоятельно выбрать тему исследования, можно отнести:

1)  просмотр аналитических обзоров достижений науки, написанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указаны нерешенные проблемы);

2)  выбор по принципу повторения ранее выполненных исследований, но с использованием новых, более совершенных методов;

3)  ознакомление со специальной литературой (особенно на стыке наук);

4)  проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных учеными;

5)  консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Новизна темы должна быть тщательно проверена в процессе библиографического поиска (об этом см. ниже). Необходимо убедиться в том, что проблема не является результатом пробелов только в ваших знаниях. Нередко полезным бывает знакомство с курсовыми и дипломными работами, хранящимися на кафедрах. Иногда проблема может возникнуть из обнаруженных в литературе противоречивых результатов и утверждений. Темой работы может стать также проверка некоторых теоретических предсказаний, не изучавшихся ранее. Наконец, и осмысление житейских наблюдений иногда приводит к формулировке интересных исследовательских задач. Приведем слова В. Оствальда: «Само собою понятными называют обыкновенно как раз такие вещи, в которые не вдумывались как следует, и тот, кто умеет таким вещам удивляться, может делать замечательные открытия» (цит. по [15]). Критическое отношение к изучаемому на занятиях и при самостоятельной работе материалу — важное условие развития способностей исследователя. Нужно, однако, не впадать в крайность и, как писал И.П. Павлов, не пытаться прикрыть недостатки своих знаний смелыми догадками и гипотезами, которые могут лопнуть, как мыльный пузырь, и ничего, кроме конфуза, не останется.

 

Цели исследования

В настоящее время психологу, в отличие от географа планеты Земля, легче сделать открытие, найти и закрыть «белое пятно». Объект психологической науки настолько сложен, многомерен и изменчив, что открытия будут ожидать психолога столько же, сколько будет существовать психолог.

Цель исследования — желаемый конечный результат, он может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным. Перечислим основные виды целей психологического исследования.

     Определение характеристик явления

Основанием для постановки такой цели работы обычно могут быть:

1.  Обнаруженная вами или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент.

2.  Противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена при попытке составить целостную картину свойств явления, опираясь на выбранную методологию и теоретические представления. Так, например, если вы ориентируетесь на методологию системного подхода, то ожидаете, вероятно, что имеющиеся в литературе сведения позволяют составить достаточно ясное представление о системном качестве, структуре явления, наличии подсистем, частей, иерархичности или отсутствии таковой в организации системы, и т.д. Методы и формы системных описаний психических явлений можно найти в работах В.А. Ганзена (см., например: Системные описания в психологии. Л., 1984).

При определении задач исследования следует подумать о том, какие именно характеристики вы будете изучать, какой набор характеристик. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или нескольким аспектам (сторонам, измерениям) явления, выделенным вами и упомянутым в письменном изложении. Желательно также указать в тексте, какое значение имеет изучение данных характеристик: теоретическое, методическое, практическое, прикладное.

     Выявление взаимосвязи психических явлений

В работах психологов такую цель исследования можно встретить довольно часто. Необходимо обратить внимание, что установления самого факта существования связи недостаточно, чтобы работа могла быть признана законченной. Явления, относящиеся к одной сфере психики или к близким уровням психической регуляции и т.п. в нормальной, здоровой, психике непосредственно или опосредованно взаимосвязаны. Положение о единстве психики довольно давно принято в психологии и не требует дополнительных доказательств. Ставя своей целью исследование взаимосвязей, надо обязательно включить в число задач определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности, устойчивости: постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находится в центре вашего внимания, среди совокупности других, близких, а иногда и отдаленных, объяснить сущность связи.

     Изучение возрастной динамики явления

Исследование процессов роста, созревания и развития, возраст­ной изменчивости психики всегда имело и теоретическое, и практическое значения. В то же время оно было и остается детально сложным видом исследования. Психолог сталкивается здесь с множеством плоскостей, аспектов рассмотрения.

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что развитие осуществляется не только в биологическом времени, но и в историческом, социальном. С каждым годом жизни на развитие все более сильно влияют жизненный опыт, формирующаяся индивидуальность, окружение, обучение, виды деятельности и т.д. Проведение исследований, ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический характер и предполагает использование двух основных подходов: возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов (лонгитюда). Эти методы описаны в литературе (см.: Б.Г. Ананьев, 1968; Е.Ф. Рыбалко, 1990).

     Описание нового феномена, эффекта

Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожидаем, а может быть замечен внимательным, наблюдательным исследователем при решении иных задач. Примером исследования, в котором предполагалось обнаружить эффект, является выявление «эффекта незавершенного действия» — большей прочности запоминания прерванных задач в сравнении с завершенными. Он был выявлен Б.Ф. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.

Задачами исследования при такого рода цели могут быть:

-        выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта;

-        определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления;

-        объяснение феномена.

     Открытие новой (другой) природы явления

Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Если использовать слова того языка, на котором ведется научное общение, то возникают трудности из-за внесения в него ассоциативного багажа обыденных значений. От этого чаще всего отходят, используя слова из латинского, древнегреческого языков. В русском языке в роли научного нередко выступает английский.

Ввести новые термины нетрудно, трудно добиться того, чтобы они были приняты в научном сообществе. И дело здесь не в благозвучности выбранного слова, а в том, чтобы оно было прочно связано с определенной частью реальности, известной для тех людей, которые могли бы его использовать как термин. Запомнить границы той части реальности, которая стоит за термином, довольно трудно — мешает отсутствие соответствующих оперативных единиц памяти. Последние формируются, закрепляя опыт оперирования с данным материалом. Получается замкнутый круг: для освоения нового опыта надо пользоваться новыми терминами, а для того чтобы ими можно было пользоваться, нужен опыт. Часто этот круг можно «разомкнуть», выбирая слова не по критерию более точного соответствия его значения рассматриваемому классу явлений, а по точности аналогии, выражающей основную суть нового объяснения. При этом используются либо распространенные метафоры, либо собственные яркие сравнения. Метафор-понятий много, например в теории З. Фрейда.

Следует предостеречь начинающего исследователя от часто подстерегающего заблуждения на пути создания нового объяснения. Заблуждение это касается случаев, когда автор пересказывает в работе своими словами то, что описано в имеющихся публикациях, употребляя не новые термины, а новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым было ранее отведено рядовое положение. Новизна такого объяснения субъективна. В этом нет беды, поскольку чаще всего это свидетельствует о том, что исследователем достигнут очередной этап в продвижении к сути вопроса. Плохо, когда этот этап воспринимается как завершение и сопровождается переживанием свершившегося значительного открытия. Большим вкладом в науку является создание таких теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся. Но они в том случае ценны, если отражают ту же или большую область психической реальности, объясняют ее не менее дифференцированно и точно, чем имеющиеся теории.

Отличить действительно новое и эффективное объяснение могут помочь следующие критерии.

1.  Обычно недостаточно введения одного нового термина. Нужны новые понятия и/или изменения понимания ряда терминов, определений в этой области.

2.  Соотношения новых понятий или новые соотношения утвердившихся понятий должны быть указаны, названы в явной форме.

3.  Новое описание или объяснение дает возможность предсказывать новые, еще неизвестные феномены. Как следствие новых объяснений, могут быть описаны неизвестные ранее закономерности. Поставьте хотя бы мысленный эксперимент и опишите феномены, которые он выявит. Перечислите те закономерные связи между частями явления, те обусловленности, которые могут быть обнаружены при эмпирических проверках.

4.  Закономерность высокого уровня обобщенности редко удается доказать или опровергнуть в одном или в ограниченной серии экспериментов, наблюдений. Обычно требуются значительный массив данных, подтверждения более частных закономерностей, связанных с доказываемой закономерностью. Четко определить сферу действия закономерности — главная задача автора. От этого зависит конструктивная сила нового объяснения.

     Обобщение

Цель такой работы состоит в выведении более общих закономерностей, чем описанные в литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например расширением значения некоторых терминов, приданием им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области определения понятия. Иногда в этих целях используются общенаучные понятия, которые автор наполняет психологическим содержанием, конкретизируя их для психологии в целом или какой-либо области психологии.

Конечно, ученый всегда должен стремиться к обобщениям — в этом дух науки, ее смысл. Поэтому обобщение — необходимый компонент исследовательской работы. Нередко студентам и сл


 




 
 
ЧЕЛНЫ-ДИПЛОМ.РУ - профессиональная помощь в учебе. Дипломы, курсовые, контрольные, рефераты
             обмен ссылками,
             карта сайта
 
У нас заказывают студенты из городов:
Дипломы и курсовые работы на заказ, рефераты на заказ, тесты на заказ, индекс