ГЛАВНАЯ
      РЕПЕТИТОРЫ
       ГОТОВЫЕ РАБОТЫ
       ПРАЙС-ЛИСТ
         КОНТАКТЫ
 
Главная || Мой профиль | Выход
Заказать работу просто. Заполните форму заказа в разделе "Сделать заказ". В течение 24 часов или ранее, вам будет дан ответ по стоимости и срокам. Спасибо что посетили наш сайт!
Главное МЕНЮ



НОВОЕ поступление

Нам ВАЖЕН ваш ответ:


Главная » Поиск научной литературы и подготовка к составлению обзора по теме исследования



Следует различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную (о самом содержании уже известных знаний). Выделяют три вида источников информации:

  первичные (статьи, монографии, отчеты, совещания, диссертации и т.д.);

  вторичные (библиографии, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.);

  третичные (обзоры, справочные книги, материалы центров информационного анализа, лекции, конференции, симпозиумы) [11].

Сразу же заметим, что библиографический поиск литературы по проблемам психологии затрудняется из-за отсутствия хороших, охватывающих все отрасли и разделы психологии библиографических изданий. Поэтому приходится пользоваться самыми различными источниками библиографической информации, к которым относятся:

  справочники, словари, энциклопедии;

  библиографии библиографий;

  библиографические издания, списки;

  прикнижная и пристатейная библиография;

  реферативные журналы;

  алфавитные, предметные и систематические каталоги библиотек;

  обзоры, отчеты.

Кратко охарактеризуем некоторые доступные студентам источники библиографической информации по психологической литературе.

Наконец, ссылки на литературу имеются в конце оригинальных работ (статей, монографий по определенным проблемам). Р. Готтсданкер советует считать, что вы уже достаточно «начитали» литературы, когда вам перестанут попадаться ссылки на еще не изученные работы [3]. Он же рекомендует никогда не принимать на веру пересказ статьи: ее нужно обязательно прочитать самому. Важный вопрос, возникающий перед исследователем, — с чего начинать информационный поиск. По мнению Р. Доминовского, лучше всего использовать два принципа: движение от общих работ к все более узким, специальным и чтение сначала последних работ, а затем все более ранних [18]. Конечно, возможно и движение в обратном направлении — чтение работ в хронологической последовательности, это дает хорошее представление об эволюции взглядов на проблему. Окончательное решение о вашем способе работы нужно принять, посоветовавшись с научным руководителем.

В конечном итоге информационный компонент научно-исследовательской работы должен дать следующие сведения по теме исследования:

1)  кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования;

2)  где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках);

3)  в чем конкретно они состоят.

Материалы, которые собирает и обрабатывает исследователь в процессе информационного поиска, можно разделить на первичные, вторичные и третичные [16].

Первичные — отдельные записи и выписки, цитаты, микрофильмы, алфавитный каталог по проблемам исследования;

вторичные — записи, которые являются продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе; планы, граф-схемы, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.;

третичные — записи, обобщающие первичные и вторичные материалы по нескольким источникам информации: библиографические, реферативные и аналитические обзоры, сводные рефераты.

После формулировки темы исследования и его задач, как рекомендуют многие, полезно составить первый вариант понятийного словаря исследования, который в ходе дальнейшей работы будет уточняться и расширяться. Он должен включать те психологические понятия, которые помогут усвоить язык исследования и облегчат поиск литературы. В частности, при этом облегчается классификация собираемой научной информации, а также появляется возможность обращаться за помощью в библиографические отделы библиотек с более точно сформулированными вопросами.

Очень важно также уяснить для себя толкования (определения) основных понятий работы, чтобы, в конечном итоге, при расхождениях в их толковании выбрать «рабочее определение» каждого понятия, необходимое для однозначного использования терминов в своей работе. Для психолога решение этой задачи часто оказывается достаточно сложным, поскольку в определении многих понятий существуют значительные расхождения. Есть много литературных источников, которые помогут разобраться в понятийном аппарате исследования. Это, прежде всего энциклопедии, словари, оглавления и предметные указатели основных учебников и фундаментальных монографий по теме исследования. Укажем некоторые из них:

1.  Большая советская энциклопедия.

2.  Педагогическая энциклопедия.

3.  Философская энциклопедия.

4.  Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983.

5.  Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1961.

6.  Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.

7.  Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. — Л.: Лениздат, 1987.

8.  Словарь прикладной социологии / Ред. кол. Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др. — Минск: Изд-во «Университетское», 1984.

Необходимо выписать найденные определения понятий (лучше на отдельные карточки), а затем провести их анализ, сравнение, классификацию, обобщение. Полезно также продумать вопрос о логических связях между ними и, если удастся, отобразить эти связи графически, в виде граф-схемы (отношения род ‑ вид, часть ‑ целое, причина ‑ следствие и т.д.). Такая граф-схема может быть основой для написания первого варианта сложного плана обзорного текста, который необходимо обсудить с научным руководителем и затем отредактировать. Проверьте, имеется ли у вас материал (записи по итогам информационного поиска) по каждому пункту плана, и обсудите этот вопрос с научным руководителем, после чего приступайте к написанию литературного обзора. Не следует пытаться включить в него весь собранный материал, особенно не относящийся непосредственно к изучаемой проблеме и нарушающий стройность и логику повествования.

На вопрос о том, сколько литературных источников должно быть использовано и когда можно прекратить информационный поиск, нет однозначного ответа. Это зависит от ряда факторов: характера обсуждаемых проблем, степени их разработанности и т.д. Важно, чтобы этот этап работы не затянулся и был закончен в установленный срок. Последнее слово принадлежит научному руководителю. Конечно, если курсовая работа выполняется как реферативная, количество источников должно быть, как правило, больше, чем для экспериментальной работы (обычно не менее 15 — 20). Исключение составляют те случаи, когда используются работы на иностранных языках, требующие перевода. В дипломных работах список литературы должен содержать, как правило, не менее 30-40 источников.

К сожалению, объем данных указаний не позволяет специально рассмотреть рациональные приемы работы с литературой. По этой теме есть много хороших книг и брошюр, и ознакомиться хотя бы с несколькими из них совершенно необходимо, чтобы правильное чтение было эффективным, а сделанные в ходе чтения записи максимально облегчили их использование в дальнейшем [1, 5, 6, 10 и др.]. Заметим лишь, что все выписки нужно сопровождать ссылками на источники, откуда они сделаны. Рекомендуем оформлять эти библиографические ссылки в соответствии с правилами, которые будут приведены ниже, чтобы затем не тратить время на их уточнение.


 




 
 
ЧЕЛНЫ-ДИПЛОМ.РУ - профессиональная помощь в учебе. Дипломы, курсовые, контрольные, рефераты
             обмен ссылками,
             карта сайта
 
У нас заказывают студенты из городов:
Дипломы и курсовые работы на заказ, рефераты на заказ, тесты на заказ, индекс