Главная » Поиск научной литературы и подготовка к составлению обзора по теме исследования
Следует различать библиографическую информацию (где, в
каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную (о самом содержании
уже известных знаний). Выделяют три вида источников информации:
—первичные (статьи, монографии, отчеты,
совещания, диссертации и т.д.);
—вторичные (библиографии, реферативные
журналы, сигнальная информация и т.д.);
—третичные (обзоры, справочные книги,
материалы центров информационного анализа, лекции, конференции, симпозиумы)
[11].
Сразу же заметим, что библиографический поиск
литературы по проблемам психологии затрудняется из-за отсутствия хороших,
охватывающих все отрасли и разделы психологии библиографических изданий.
Поэтому приходится пользоваться самыми различными источниками библиографической
информации, к которым относятся:
—справочники,
словари, энциклопедии;
—библиографии
библиографий;
—библиографические
издания, списки;
—прикнижная и
пристатейная библиография;
—реферативные
журналы;
—алфавитные,
предметные и систематические каталоги библиотек;
—обзоры,
отчеты.
Кратко охарактеризуем некоторые доступные студентам
источники библиографической информации по психологической литературе.
Наконец, ссылки на литературу имеются в конце
оригинальных работ (статей, монографий по определенным проблемам).
Р. Готтсданкер советует считать, что вы уже достаточно «начитали»
литературы, когда вам перестанут попадаться ссылки на еще не изученные работы
[3]. Он же рекомендует никогда не принимать на веру пересказ статьи: ее нужно
обязательно прочитать самому. Важный вопрос, возникающий перед
исследователем, — с чего начинать информационный поиск. По мнению
Р. Доминовского, лучше всего использовать два принципа: движение от общих
работ к все более узким, специальным и чтение сначала последних работ, а затем
все более ранних [18]. Конечно, возможно и движение в обратном
направлении — чтение работ в хронологической последовательности, это дает
хорошее представление об эволюции взглядов на проблему. Окончательное решение о
вашем способе работы нужно принять, посоветовавшись с научным руководителем.
В конечном итоге информационный компонент
научно-исследовательской работы должен дать следующие сведения по теме
исследования:
1)кто и где
(какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме
исследования;
2)где
опубликованы результаты этой работы (в каких источниках);
3)в чем
конкретно они состоят.
Материалы, которые собирает и обрабатывает
исследователь в процессе информационного поиска, можно разделить на первичные,
вторичные и третичные [16].
Первичные — отдельные записи и выписки, цитаты,
микрофильмы, алфавитный каталог по проблемам исследования;
вторичные — записи, которые являются продуктом
аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе;
планы, граф-схемы, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.;
третичные — записи, обобщающие первичные и вторичные материалы
по нескольким источникам информации: библиографические, реферативные и
аналитические обзоры, сводные рефераты.
После формулировки темы исследования и его задач, как
рекомендуют многие, полезно составить первый вариант понятийного словаря
исследования, который в ходе дальнейшей работы будет уточняться и расширяться.
Он должен включать те психологические понятия, которые помогут усвоить язык
исследования и облегчат поиск литературы. В частности, при этом облегчается
классификация собираемой научной информации, а также появляется возможность
обращаться за помощью в библиографические отделы библиотек с более точно
сформулированными вопросами.
Очень важно также уяснить для себя толкования
(определения) основных понятий работы, чтобы, в конечном итоге, при
расхождениях в их толковании выбрать «рабочее определение» каждого понятия,
необходимое для однозначного использования терминов в своей работе. Для психолога
решение этой задачи часто оказывается достаточно сложным, поскольку в определении
многих понятий существуют значительные расхождения. Есть много литературных
источников, которые помогут разобраться в понятийном аппарате исследования.
Это, прежде всего энциклопедии, словари, оглавления и предметные указатели
основных учебников и фундаментальных монографий по теме исследования. Укажем
некоторые из них:
1.Большая
советская энциклопедия.
2.Педагогическая
энциклопедия.
3.Философская
энциклопедия.
4.Психологический
словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца,
Б.Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983.
5.Платонов К.К.
Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1961.
6.Краткий
психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.
7.Коллектив.
Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред.
Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. — Л.: Лениздат, 1987.
8.Словарь
прикладной социологии / Ред. кол. Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др. —
Минск: Изд-во «Университетское», 1984.
Необходимо выписать найденные определения понятий
(лучше на отдельные карточки), а затем провести их анализ, сравнение,
классификацию, обобщение. Полезно также продумать вопрос о логических связях
между ними и, если удастся, отобразить эти связи графически, в виде граф-схемы
(отношения род ‑ вид, часть ‑ целое, причина ‑ следствие и
т.д.). Такая граф-схема может быть основой для написания первого варианта
сложного плана обзорного текста, который необходимо обсудить с научным
руководителем и затем отредактировать. Проверьте, имеется ли у вас материал
(записи по итогам информационного поиска) по каждому пункту плана, и обсудите
этот вопрос с научным руководителем, после чего приступайте к написанию
литературного обзора. Не следует пытаться включить в него весь собранный
материал, особенно не относящийся непосредственно к изучаемой проблеме и нарушающий
стройность и логику повествования.
На вопрос о том, сколько литературных источников
должно быть использовано и когда можно прекратить информационный поиск, нет однозначного
ответа. Это зависит от ряда факторов: характера обсуждаемых проблем, степени их
разработанности и т.д. Важно, чтобы этот этап работы не затянулся и был
закончен в установленный срок. Последнее слово принадлежит научному руководителю.
Конечно, если курсовая работа выполняется как реферативная, количество
источников должно быть, как правило, больше, чем для экспериментальной работы
(обычно не менее 15 — 20). Исключение составляют те случаи, когда
используются работы на иностранных языках, требующие перевода. В дипломных
работах список литературы должен содержать, как правило, не менее
30-40 источников.
К сожалению, объем данных указаний не позволяет специально рассмотреть
рациональные приемы работы с литературой. По этой теме есть много хороших книг
и брошюр, и ознакомиться хотя бы с несколькими из них совершенно необходимо,
чтобы правильное чтение было эффективным, а сделанные в ходе чтения записи
максимально облегчили их использование в дальнейшем [1, 5, 6, 10 и др.].
Заметим лишь, что все выписки нужно сопровождать ссылками на источники, откуда
они сделаны. Рекомендуем оформлять эти библиографические ссылки в соответствии
с правилами, которые будут приведены ниже, чтобы затем не тратить время на их
уточнение.