Обобщающим показателем
деятельности предприятия является объем реализованной продукции.
К объему реализации
продукции собственного производства относятся:
·выручка
от реализации (продажи) всех видов продукции, произведенной в рамках
производственной деятельности предприятия;
·выручка
от реализации (продажи) товаров на основе давальческих сделок с другими
предприятиями в стране или за границей (включая переработку давальческого
сырья);
·выручка
от реализации (продажи) электроэнергии, тепла, газа, пара, воды собственного
производства;
·выручка
от реализации (продажи) продукции подсобных производств.
При расчете объема
реализованной продукции под отгруженной понимается продукция, фактически
отгруженная потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на
месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком независимо от того,
поступили деньги на счет предприятия или нет.
Оценка объема отгруженной
продукции производится в фактических ценах производителей без налога на
добавленную стоимость, акцизного сбора и других налогов из выручки.
По объему отгруженная
продукция отличается от объема произведенной продукции на величину изменения
остатков (запасов) готовой продукции на складе производителя.
Планирование объема
реализации продукции зависит от того, что понимается под реализованной
продукцией. Если под реализованной понимается отгруженная потребителям
продукция, выполненные работы и услуги независимо от того, оплачены они или
нет, то она определяется следующим образом:
,(7.4)
где ОР – планируемый объем
реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.; ОП – планируемый объем
производства продукции (работ, услуг), тыс. руб.; Г1 и Г2
– запасы готовой продукции на складах предприятия соответственно на начало и
конец планового периода, тыс. руб.
К
запасам готовой продукции относится оставшаяся на предприятии часть не
отгруженной готовой продукции. Запасы готовой продукции оцениваются в
фактических ценах производителей без налога на добавленную стоимость, акцизного
сбора и других налогов из выручки.
Если под реализованной
продукцией понимается отгруженная и оплаченная продукция (работы, услуги), то она определяется:
,(7.5)
где О1иО2 – остатки отгруженной, но неоплаченной
потребителем продукции (работ, услуг) соответственно на начало и конец
планового периода, тыс. р.
По формуле получается,
что объем реализации является производным от объема производства
продукции, но это не так. В условиях рыночной экономики определение объема
реализации в первую очередь является объектом маркетинговой деятельности.