21.1 Формирование Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
Рассмотрим действующий порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.
Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются:
1) работодатели — юридические лица, в том числе ино¬странные, их обособленные подразделения (тариф страховых взносов — 28%, для организаций, производящих сельхозпродук¬цию, — 20,6% выплат в денежной и натуральной формах, начис¬ленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования);
2) международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение (тариф 28%);
3) граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятель¬ностью и народными художественными промыслами (тариф 20,6%);
4) крестьянские, фермерские хозяйства (тариф 20,6%);
5) граждане, в том числе иностранные, лица без гражданст¬ва, проживающие на территории РФ, индивидуальные предпри¬ниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому дого¬вору (тариф 28%);
6) граждане, работающие по трудовым договорам, полу¬чающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам (тариф 1%).
Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.
Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с платежным поручением на выплату заработной платы, которые исполняются в первоочередном порядке.
По истечении установленных сроков уплаты страховых взно¬сов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с на¬числением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки.
21.2. Индивидуально-персонифицированный учет
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ от¬крывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страхо¬вой номер и анкетные данные.
Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому догово¬ру, получает страховое свидетельство по месту работы. Несовер¬шеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами го¬сударственного пенсионного страхования, кроме несовершенно¬летних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.
Страховые свидетельства государственного пенсионного стра¬хования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечет за собой необходимость внесения со¬ответствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.
21.3. Негосударственное пенсионное обеспечение
Негосударственное пенсионное обеспечение является допол-нительным по отношению к государственному и может осущест¬вляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо тер¬риторий, а также в форме личного пенсионного страхования граж¬дан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками в пользу участников фонда.
Вкладчики НПФ имеют право: 1) требовать от фонда испол¬нения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме; 2) представлять перед фондом свои интересы и интере¬сы своих участников, обжаловать действия фонда; 3) требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.
Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средст¬вами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.
НПФ обязан:
1) осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенси¬онных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам инфор¬мацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;
2) выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;
3) переводить по поручению вкладчика или участника вы¬купную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенси¬онного договора;
4) не принимать в одностороннем порядке решения, нару¬шающие права вкладчиков или участников.
НПФ осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодатель¬ством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в госу¬дарственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, бан¬ковские депозиты и др.
21.4. Реформирование пенсионной системы
Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.
Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалид¬ности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, опреде¬ляемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зави¬симости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пен¬сия будет представлять собой часть трудовой пенсии.
Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на ко¬торые распространяется обязательное государственное пенсион¬ное страхование.
Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требова¬ниям, вытекающим из принципов социального страхования. Ис¬ходным критерием определения размера пенсии станет цена од¬ного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработ¬ку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет яв¬ляться минимальным размером трудовой пенсии.
Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца бази¬руются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В ос¬новном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.
Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках систе¬мы страхования от несчастных случаев и профессиональных за¬болеваний на производстве за счет работодателей.
Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.