Особенности маркетинга в российской экономике Возникнув в США на рубеже XIX и XX вв. как одно из направлений экономических
исследований и управленческой практики, маркетинг рассматривался в тесной связи с
рыночной капиталистической экономикой в качестве одного из важнейших элементов.
Между тем, инструменты маркетинга позволяют ему в любой экономической ситуации
выполнять функцию социального ориентирования сферы производства, услуг. В этом
смысле маркетинг соответствовал природе социалистической экономики.
Это подтверждается тем, что методы и приемы, похожие на применяемые в маркетинге,
использовались и в нашей стране при управлении экономикой (при аттестации качества
продукции, дифференциации и пересмотрах цен, разработке планов и схем размещения и
развития отрасли и предприятий, составлении производственных программ, обосновании
проектирования капитального строительства, в научно-технических разработках и т.п.). Но
отсутствовала целостная и гибкая система с методической проработкой и согласованием всех
ее элементов. Такую систему и соответствующий инструментарий дал хозяйственной
практике западный маркетинг.
Часто считают, что маркетинг может функционировать лишь при насыщенном рынке. Это
справедливо, если видеть в маркетинге только орудие конкурентной борьбы. Однако,
маркетинговая деятельность при любой степени насыщения рынка способна корректировать
поведение потребителей и производителей к их взаимной выгоде. Направленность, структура
и большая часть методов маркетинга имеют более общий характер и вполне приемлемы для
российской экономики.
Адаптацию западного маркетинга к российским условиям можно выполнить более успешно,
если в полной мере овладеть уже достигнутым высоким уровнем развития этой области
знаний и рассматривать маркетинг не только как тщательно продуманную специфическую
деятельность, но и как философию руководства.