ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Исследование рынка
Исследование потребителей
Исследование конкурентов
Изучение фирменной структуры рынка
Исследование товаров
Исследование цены
Исследование товародвижения и продаж
Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы
Исследование внутренней среды предприятия
Исследование рынка
Цель: Получение данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия.
Объекты исследования:
тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и др. факторов;
структура и география рынка;
емкость рынка;
динамика продаж;
барьеры рынка;
состояние конкуренции;
сложившаяся конъюнктура;
возможности и риски.
Основные результаты исследования:
прогнозы развития рынка;
определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на рынке и возможно-сти выхода на новые рынки.
Проведение сегментации рынка, т.е. выбор целевых сегментов и рыночных ниш.
Исследования потребителей
Цель: Сегментация потребителей, выбор целевых сегментов. Определение и исследование всего ком-плекса побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозростная структура, образование).
Объекты исследования:
Индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, потребители-организации.
мотивация потребительского поведения на рынке и определяющие ее факторы;
структура потребления;
обеспеченность товарами;
тенденции потребительского спроса;
анализ процессов и условия удовлетворения основных прав потребителей.
Результаты исследования:
типология потребителей;
моделирование их поведения на рынке;
прогноз ожидаемого спроса.
Исследование конкурентов
Цель: Получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а так-же изыскание возможностей сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами.
Объекты исследования:
анализ сильных и слабых сторон конкурентов;
доля рынка, занимаемая конкурентами;
реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование товара, изменение цен, товарные марки, проведение рекламных компаний, развитие сервиса.);
материальный, трудовой, финансовый потенциал конкурентов;
организация управления деятельностью у конкурентов.
Результаты исследования:
выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно кон-курентов (лидерство, следование за лидером, избегание конкуренции);
определение активных и пассивных стратегий обеспечения ими ценового преимущества или преимуще-ства за счет качества предлагаемых товаров.
Изучение фирменной структуры рынка
Цель: Получение сведений о возможных посредниках, с помощью которого предприятие будет в со-стоянии «присутствовать» на выбранных рынках.
Объекты исследования:
Коммерческие, торговые посредники. Транспортно-экспедиторские, рекламные, страховые, юридиче-ские, финансовые, консультационные и другие компании.
Результаты исследования:
Представления о маркетинговой инфраструктуре рынка.
Исследование товара
Цель:
Получение возможности предприятию разработать собственный ассортимент товаров в соответствии с требованиями покупателей, повысить их конкурентоспособность.
Определение направления деятельности в зависимости от различных стадий «жизненного цикла « изде-лий.
Поиск идеи и разработка новых товаров, модификация выпускаемых изделий.
Совершенствование маркировки.
Выработка фирменного стиля.
Определение способов патентной защиты.
Объекты исследования:
потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов;
реакция потребителей на новые товары;
товарный ассортимент;
упаковка;
уровень сервиса;
соответствие продукции законодательным нормам и правилам;
перспективные требования потребителей.
сведения относительно того, что хочет иметь потребитель, какие параметры изделия (дизайн, надеж-ность, цену, эргономику, сервис, функциональность) он более всего ценит.
данные для формирования наиболее удачных аргументов рекламной компании, выбора подходящих торговых посредников.
Результаты исследования:
Определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности.
Исследование цены
Цель: Определение такого уровня в соотношении цен, который бы давал возможность получения наи-большей прибыли при наименьших затратах (минимизация затрат и максимизация выгоды).
Объекты исследования:
затраты на разработку, производство и сбыт товаров (калькуляция издержек);
влияние конкуренции со стороны других предприятий и товаров- аналогов (сравнение технико-экономических и потребительских параметров);
поведение и реакция потребителей относительно цены товара (эластичность спроса).
Результаты исследования:
Выбор наиболее эффективных соотношений «затраты-цены» (внутренние условия, издержки производ-ства) и «цена – прибыль» (внешние условия).
Исследование товародвижения и продаж
Цель: Определение наиболее эффективных путей, способов и средств быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации.
Объекты исследования:
торговые каналы;
посредники;
продавцы;
формы и методы продажи;
издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли);
анализ функций и особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной тор-говли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений с производи-телями.
Результаты исследования:
анализ возможности увеличения товарооборота предприятия;
оптимизация товарных запасов;
разработка критериев выбора эффективных каналов товародвижения;
разработка приемов продажи товаров конечным потребителям.
Исследование системы стимулирования, сбыта и рекламы
Цель: Выявление того, как, когда и с помощью каких средств лучше всего стимулировать сбыт товаров, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия.
Объекты исследования:
поведение поставщиков, посредников, покупателей ;
эффективность рекламы;
отношение потребительской общественности;
контакты с покупателями.
Результаты исследования:
рекомендации по выработке политики «паблик рилейшнз» (взаимоотношение с публикой);
рекомендации по созданию благоприятного отношения к предприятию, его товарам (создание имиджа);
определение методов формирования спроса населения, воздействия на поставщиков и посредников;
апробация средств рекламы (предварительное испытание).
Исследование внутренней среды предприятия
Цель: Выявление мер, позволяющих полностью адаптировать деятельность предприятия к динамично развивающимся факторам внешней среды.
Объекты исследования:
Внешняя и внутренняя среда предприятия.
Результаты исследования:
Определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соот-ветствующих факторов внешней и внутренней среды.