41.1. Министерство РФ по налогам и сборам 
 Важной составной частью органов финансового контроля явля¬ются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уров¬ней. К органам налогового контроля в Российской Федерации от¬носятся органы налоговой службы, таможенные органы, федераль¬ные органы налоговой полиции, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и других сборов. 
 В систему органов налоговой службы входят Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям. 
 Органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами. 
 Налоговые органы несут ответственность за убытки, причи¬ненные налогоплательщикам из-за своих неправомерных действий или бездействия, а также неправомерных действий или без¬действия работников этих органов при исполнении ими своих обязанностей. Причиненные убытки подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета. 
 Налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей не реже одного раза в два года. 
 41.2. Федеральная налоговая полиция 
 Деятельность федеральных органов налоговой полиции на¬целена на выполнение функций по предупреждению, выявле¬нию, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или админист¬ративными правонарушениями. 
 К полномочиям органов налоговой полиции относятся: 
 • производство дознания и проведение предварительного следствия по делам о преступлениях в налоговой сфере; 
 • осуществление оперативно-розыскной деятельности; 
 • участие в налоговых проверках по запросам налоговых органов и т.п. 
 Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью органов по обеспечению экономической безопасности РФ. 
 Систему федеральных органов налоговой полиции составляют: 
 • Федеральная служба налоговой полиции РФ; 
 • органы Федеральной службы налоговой полиции по субъектам РФ — территориальные органы; 
 • органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управле¬ний, отделов Федеральной службы налоговой полиции — местные органы налоговой полиции. 
 Федеральные органы налоговой полиции решают поставлен¬ные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми орга¬нами и другими государственными органами. 
 Федеральные органы налоговой полиции тесно контактируют с другими правоохранительными и финансовыми органами, обес¬печивая соблюдение налогового и бюджетного законодательства. 
 41.3. Государственный таможенный комитет РФ 
 Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) — феде¬ральный орган исполнительной власти. Организационная структура ГТК включает региональные таможенные управления, та¬можни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории. 
 ГТК — это прежде всего правоохранительный орган. 
 Рассмотрим аспекты деятельности ГТК, относящиеся к его роли в мобилизации таможенных и других обязательных платежей в федеральный бюджет. 
 Основными задачами ГТК в этой области являются: 
 1) обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ; 
 2) обеспечение единства таможенной территории; 
 3) организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности; 
 4) организация таможенного дела; 
 5) обеспечение соблюдения законодательства по таможен¬ному делу. 
 Финансирование ГТК осуществляется за счет средств феде¬рального бюджета, а также внебюджетных источников. 
 Региональное таможенное управление входит в единую систе¬му таможенных органов РФ и осуществляет руководство тамо¬женным делом на территории региона деятельности. Пределы подведомственного региона определяются ГТК. 
 Деятельность ГТК и его подведомственных организаций во многом зависит от финансовой политики государства в части формирования структуры налоговых и неналоговых платежей предприятий, участвующих во внешнеэкономической деятельно¬сти, в федеральный бюджет и возложения ответственности на ГТК по мобилизации соответствующих обязательных платежей и взносов в доход бюджета.