Главная » Написание первого варианта курсовой или дипломной работы
Написанию курсовой или дипломной работы должно
предшествовать тщательное продумывание ее плана, структуры в целом, выделение
глав и параграфов (если работа достаточно объемна), определение их названий. В
курсовой работе объемом 15-20 страниц можно выделить такие разделы:
1.Постановка
проблемы.
2.Описание
методики.
3.Результаты
эксперимента и их обсуждение.
4.Выводы.
5.Список
литературы.
В этом случае небольшой литературный обзор включается
в раздел «Постановка проблемы», который заканчивается формулировкой задач
исследования и исследовательской гипотезы. При более серьезной и значительной
по объему работе (хотя, конечно, научная ценность работы не всегда прямо пропорциональна
величине текста) возникает больше проблем с организацией текста, его
структурированием. Конечно, нельзя дать совершенно жестких алгоритмов изложения
материала, это всегда процесс творческий, как и любая исследовательская работа.
Тем не менее, некоторые советы, на наш взгляд, могут быть полезны.
Сразу за титульным листом идет страница
с рефератом курсовой или дипломной работы объемом 1 200 –
2 000 знаков. Реферат должен содержать сведения об объеме работы
(количество страниц), о количестве иллюстраций и использованных литературных
источниках, перечень ключевых слов. Ключевые слова должны характеризовать
основное содержание работы (от 5 до 15 слов в именительном падеже,
напечатанных в строку, через запятые). Текст реферата должен отражать объект
исследования, цель работы, методы исследования, основные результаты и рекомендации
по их внедрению.
Раздел «Введение» должен дать читателю
краткую информацию о замысле исследования, его исходных посылках, актуальности
и значении. «Введение» часто заканчивается общей или подробной формулировкой
задач исследования. Его объем не должен превышать двух ‑ трех страниц.
Однако написать эту незначительную по объему, но очень важную часть работы
нелегко. Иногда рекомендуют поэтому окончательный вариант «Введения» оформлять
уже после написания основного текста. Не стоит во введении увлекаться ссылками
на литературу, но минимальное количество источников необходимо указать, чтобы
обоснование значения вашего исследования было более убедительным. Постарайтесь
отметить не только теоретическую новизну работы, но и возможность ее
практического использования. Если она продолжает исследования, выполняемые на факультете,
это тоже важно подчеркнуть. Во введении не нужно злоупотреблять (как, впрочем,
и во всем тексте) цитатами. Когда исследование проводится на производстве,
советуем указать во введении предприятие, где оно выполнялось. Тот факт, что
оно выполнялось по заказу администрации предприятия (а такие случаи нередки),
обязательно заслуживает упоминания. В конечном итоге введение должно быть
написано так, чтобы у читателя осталось ясное понимание причин, которые
побудили к проведению исследования, и вопросов, на которые вы надеетесь ответить.
Следующая часть курсовой и дипломной работы — литературный
обзор по проблеме, который пишется по материалам, собранным на этапе
информационного поиска (см. выше). И здесь не существует жесткого алгоритма,
обязательной структуры, но некоторые моменты представляются принципиально
важными.
Необходимо специально определить толкование основных
используемых в тексте понятий, выбрав определения, данные ранее, и обосновав
свой выбор, или же дать собственные «рабочие» определения с соответствующими
пояснениями. Названия глав и параграфов не должны повторять названия всей
работы. В обзоре необходимо четко разграничить обсуждаемые положения авторов и
ваши собственные оценки, мнения, выводы, возражения. Нужно соблюдать меру в
рассмотрении разных литературных источников и без необходимости, например, не
отводить обсуждению одной работы несколько страниц, что иногда встречается в
курсовых и дипломных работах. Рекомендуем при построении обзора двигаться в
направлении «от общего к частному», то есть сначала показать, составной частью
какой более широкой проблемы является тема вашего экспериментального исследования.
Не стоит, однако, и слишком далеко выходить за пределы вашей темы, отводя этому
материалу непропорционально большую часть обзора.
Часто есть смысл выделить специальный параграф обзора,
посвященный анализу методов и конкретных методик, применявшихся при изучении
явлений, закономерностей, которые имеют место и в вашей работе. Этот параграф
поможет логично перейти к описанию методов и методик, использованных вами, и к
обоснованию их выбора, что совершенно необходимо сделать. Важно показать
историю развития взглядов на изучаемую проблему, хотя степень подробности
исторического экскурса может широко варьировать и зависит от темы исследования.
Везде, где в обзоре идет речь о литературных
источниках и приводятся мнения разных авторов, должны быть ссылки на
литературу. Библиографические ссылки по месту расположения делятся на 4 группы:
—внутритекстовые (непосредственно в
строке после текста, к которому относятся);
—подстрочные (помещаемые внизу страницы,
под строками основного текста);
—затекстовые (за текстом всей работы);
—комбинированные (сочетание
вышеуказанных).
Рекомендуем в соответствующих местах текста указывать
в квадратных скобках номер, под которым обсуждаемая работа значится в списке
литературы, приведенном в конце вашей курсовой или дипломной работы. Например:
«Одной из наиболее интересных работ, содержащих информацию о психологической
природе образов, было исследование внутренней трансформации зрительных
представлений, проведенное Р. Шепардом и Дж. Метцгером [4]». Если вы
ссылаетесь сразу на несколько работ, разделяйте их номера в скобках запятой или
точкой с запятой, например: [4, 10, 15 и др.]. При изложении данных или
взглядов какого-то автора, работу которого вы не смогли прочитать, нужно
ссылаться на источник, материалы которого использовались, например: (цит. по
[15]).
Цитаты надо воспроизводить точно, с соблюдением всех
правил цитирования, заключая цитированные фразы в кавычки и обязательно
указывая номер страницы, например: [4, с. 140]. Не следует злоупотреблять
цитатами, иначе нередко они начинают занимать большую часть текста на нескольких
страницах подряд. Другая ошибка — слишком длинные цитаты, иногда по
полстраницы и более. Приводите в виде цитат лишь важнейшие фразы, выражающие
очень точно главные мысли, или те места, особенности стиля которых надо
сохранить. Цитируйте по возможности законченными частями текста, то есть
абзацами или предложениями. Сохраняйте выделения слов, которые сделаны автором.
В случае пропуска части текста внутри цитаты ставят в этом месте многоточие,
как и тогда, когда предложение цитируется не с начала или не до конца.
Перед всеми фамилиями, приведенными в тексте, нужно
ставить инициалы. Желательно фразы строить так, чтобы фамилии авторов (особенно
иностранных) стояли в именительном падеже.
Распространенной ошибкой (особенно у студентов младших
курсов) является использование в тексте работы оборотов разговорной речи.
Конечно, особенности научного стиля речи усвоить нелегко, но к этому нужно стремиться.
Полезно для этого перед тем, как писать свою работу, перечитать хотя бы
несколько уже известных вам научных работ, обращая внимание на особенность научного
стиля, повторяющиеся обороты речи. Не забудьте о точном использовании научной
терминологии. Важно не впасть и в другую крайность, когда материал излагается
предельно сухим языком, иногда с использованием «псевдонаучных» слов даже там,
где они явно лишние. В решении этих «языковых проблем» на первых порах
неоценимы советы научного руководителя. Недопустимы сокращения слов в тексте
(кроме общепринятых, о которых будет сказано ниже).
На вопрос о том, какой по объему должна быть обзорная
часть, нельзя ответить однозначно, определив точно количество страниц. Для
экспериментальной работы важно выдержать определенное соотношение между ее обзорной
и экспериментальной частями. Рекомендуется 20-30 % объема текста отвести
введению и обзору литературы, а большую часть (по крайней мере, не меньше
половины) — изложению результатов собственного исследования и их обсуждению.
Как уже указывалось, обзорная часть должна завершиться
формулировкой задач исследования и исследовательской гипотезы (или гипотез). В
дипломной работе для этого выделяют нередко официальный параграф. Кроме того,
еще раз напоминаем о необходимости соблюдать логику изложения материала. Это
предполагает и уделение особого внимания плавным переходам от параграфа к
параграфу и от главы к главе, введение специальных «переходных фраз». Не
забудьте в конце обзорной части работы и отдельных ее параграфов делать краткие
выводы по изложенному материалу.
Переходим к краткому рассмотрению некоторых вопросов,
возникающих при написании той части текста, в которой излагаются материалы
собственного исследования. В дипломной работе при большом ее объеме
целесообразно разбить эту часть на 2 - 3 главы. Более дробное
членение редко бывает оправданным. Можно начать изложение с более короткого
введения, своеобразного мостика между обзорной и экспериментальной главами.
Иногда в нем указывают цели и задачи исследования и его гипотезу (тогда эти
вопросы не отражаются в обзорной главе). Конкретизируйте ваш собственный
подход, посоветовавшись с научным руководителем.
Описание методики (или методик) исследования должно
быть достаточно детальным (особенно если методика разработана или
модифицирована вами), чтобы другой исследователь по описанию мог повторить
эксперименты. Только некоторые очень часто применяемые и использованные вами в
совершенно стандартном виде методики можно не описывать подробно.
Обычно раздел «Описание методики» включает
следующие компоненты:
1.Планирование
эксперимента.
2.Испытуемые: как их выбрали; почему выбирали именно так; количество
испытуемых; их характеристика по полу, возрасту и другим важным для вашего
исследования особенностям. Например: «В эксперименте приняли участие
30 испытуемых: 20 мужчин и 10 женщин — студенты факультета
психологии, возраст — от 18 до 25 лет, все имеют нормальное
цветовое зрение» (данный пример взят из исследования, где испытуемые должны
обязательно хорошо различать цвета). Важно отметить и различия между группами
испытуемых, если планируется выделение групп.
3.Экспериментальный материал. Описывают те
стимулы, которые предъявляют испытуемым: тексты, слова, карточки, картинки,
слайды и т.д. Указывают и причины выбора именно этого экспериментального
материала. Особенно подробно нужно описать его, если он разработан вами. Когда
экспериментальный материал представляет собой изображения, объекты и т.д. (то
есть является наглядным), нужно вставить в текст рисунки или фотографии. Если
он к тому же очень разнообразен, в тексте часто приводят типичные образцы
стимулов, а полностью они даются в приложении к работе.
4.Оборудование. Необходимо указать, какие
приборы и аппаратура использовались для создания экспериментальных ситуаций и
для регистрации ответов испытуемого, а также пояснить, для чего они
применялись. Для аппаратуры серийного выпуска достаточно указать название и
марку прибора. Если же в прибор внесены некоторые изменения или
экспериментальная установка изготовлена на факультете, их описание должно быть
достаточно полным; при этом желательно привести изображение установки в виде
фотографии или рисунка, а также пояснить ее устройство.
5.Процедура. Здесь нужно подробно описать
ход эксперимента, его этапы, предписанные испытуемому действия. Обязательно
полностью приводится даваемая испытуемым инструкция. Здесь же иногда важно
указать, в какое время дня проводился эксперимент (это влияет на состояние
испытуемых) и как долго продолжалось все исследование (например: «Исследование
проводилось с февраля по апрель 2004 г.»). Определяются все временные
характеристики экспериментальной процедуры: время, на которое предъявляется материал;
временные интервалы между стимулами; длительность перерывов для отдыха
испытуемых, если таковые имеются, и т.д.
6.Способы обработки первичных
экспериментальных данных. Надо отметить, какие зависимые переменные и как
фиксировались, а также способы приведения первичных экспериментальных данных к
виду, в котором они доступны для анализа. Приведем несколько примеров, взятых
из научных статей.
1.«Оценка
тесноты связей между изученными психофизиологическими и физиологическими
показателями проводилась по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена».
2.«Результаты
заполнения опросника отдельным испытуемым преобразовываются в стандартную
систему единиц».
3.«Анкеты с
открытыми вопросами обрабатывались методом контент-анализа».
Итак, мы рассмотрели некоторые правила описания
методики исследования. Конечно, в конкретной работе не все они могут быть
использованы. Иногда, например, исследование не предполагает применения
аппаратуры. Однако большая часть указанных рекомендаций, на наш взгляд, будет
полезна и в этом случае.
Следующий раздел экспериментальной главы — «Результаты
исследования». Здесь описывают анализируемые данные (средние,
стандартные отклонения) и дают их статистический анализ, как правило, связанный
с проверкой нулевой гипотезы. Не нужно обычно указывать в работе полностью
фамилии испытуемых (это может объясняться соображениями этического характера).
Лучше либо обозначить испытуемых порядковыми номерами, либо приводить первые и
последние буквы фамилии (например, С-ов, Н-ин и т.д.). Иногда указывают имя и
первую букву фамилии (Николай И.).
Для представления данных используют таблицы и графики.
Нужно подробно разъяснять, на что именно следует обращать внимание в таблицах и
графиках и почему [3]. Рекомендуем сначала приводить более важные результаты,
относящиеся непосредственно к задачам вашей работы. Необходимо указать смысл
приводимых чисел, использованную статистическую «технику». Таблицы и графики
особенно полезны, когда получено большое количество данных, которое трудно
описать словами. Подумайте о том, какая форма наглядного представления
экспериментальных данных больше подходит для вашего материала (график,
гистограмма, круговая диаграмма и т.д.). Индивидуальные (сырые) данные, если их
массив велик, лучше не приводить в основном тексте, а вынести в приложение в
виде таблиц. Посоветуйтесь об этом с научным руководителем.
Конечно, иногда очень важным оказывается не
статистический, а качественный анализ данных. Не стоит забывать и о том, что
можно описать в качестве примеров результаты отдельных испытуемых (типичные или
ярко показывающие различия между ними), выдержки из их словесных отчетов. Это
всегда оживляет текст, нужно лишь соблюдать меру. В разделе «Результаты исследования»
можно дать и предварительную интерпретацию результатов, чтобы читатель мог
представить себе их общий смысл, но все же акцент здесь надо сделать на реально
полученные данные (если есть отдельный раздел «Обсуждение результатов»; иногда
при небольшом исследовании выделяют общий раздел — «Результаты и их
обсуждение»). Сделаем несколько замечаний по поводу обсуждения результатов.
В разделе «Обсуждение» содержится
интерпретация, объяснение полученных результатов, то есть ответ на вопрос: «Что
это обозначает?» Как показывает многолетний опыт руководства курсовыми и
дипломными работами, распространенной ошибкой является представление о том, что
результаты исследования — это только сами числа, таблицы, а все, что
пишется о них, относится к обсуждению результатов. Рекомендую уделить данному
разделу работы особое внимание. Он часто оказывается «скомканным», слишком
кратким и просто из-за нехватки времени, из-за неверного планирования всей
работы.
Может быть несколько разных способов интерпретации
одних и тех же результатов, и совсем не обязательно выбирать только один из
них. Необходимо сделать вывод о том, подтвердилась ли гипотеза исследования.
Желательно прокомментировать связь выполненного эксперимента с предыдущими
(совпадают ли результаты), а также с идеями, теориями, которые высказывались
ранее в соответствующей литературе, и объяснить расхождения, если они имеются.
Важно предложить пути дальнейшего усовершенствования эксперимента, если
полученные результаты недостаточно ясны. Не следует их недооценивать или
переоценивать, неправомерно расширять выводы, придавать им более общий
характер, чем позволяют ваши данные. Когда результаты исследования могут иметь
практическое применение, это надо обязательно отметить.
Как указывает Р. Доминовский, труднее всего
писать эту часть работы, если получены отрицательные результаты, то есть
гипотеза не подтвердилась [18]. К возможности этого нужно быть готовым, так как
ни одно научное исследование не гарантирует 100-процентного получения ожидаемых
результатов. Попытайтесь трезво проанализировать вероятные причины неудачи, это
поможет двигаться дальше. Р. Доминовский советует: если это случилось,
смиритесь с судьбой и, кроме всего, избегайте слишком длинных оправдательных
признаний: когда вы чувствуете, что есть очень правдоподобное объяснение
отрицательных результатов, изложите его и предложите, как можно перепланировать
исследование продуктивным способом.
В конце курсовой или дипломной работы обязательно
должны следовать выводы по работе в целом (наряду с выводами в конце глав и
параграфов). Отразите в них основные итоги ваших литературных изысканий,
обобщений и собственного экспериментального или эмпирического исследования. Выводы
должны быть предельно краткими, четкими. Здесь не допускается объяснение или
обсуждение сделанных выводов и их доказательств путем ссылок на литературные
источники. Выводы, как правило, нумеруются. Хотя количество выводов не
регламентируется, не рекомендуется их искусственно увеличивать. Ценность работы
определяется не количеством выводов, а их содержанием, значимостью. Даже в
дипломной работе этот раздел не должен занимать более одной ‑ полутора
страниц.
В дипломной работе иногда перед выводами помещают
особый раздел — «Заключение». В нем может быть очень
сжато изложено содержание всей работы, более развернуто (чем в обсуждении
результатов) рассмотрены перспективы и практические приложения приведенного
исследования. Посоветуйтесь с научным руководителем о том, есть ли
необходимость выделять такой раздел.
О списке литературы, который следует за выводами, ниже
будет сказано особо. Здесь лишь отметим, что его лучше составлять до написания
основного текста, поскольку номера, под которыми в нем стоят литературные источники,
надо проставить в ссылках. Можно, конечно, сделать это и после написания
текста, но такой вариант более трудоемок.
Выше уже говорилось о том, какой материал выносится в
приложения, которые помещают после списка литературы. Еще раз напомним об этом:
в приложения можно вынести описание большого по объему текстового или
наглядного экспериментального материала, предъявляемого испытуемым, длинные
анкеты и опросники, громоздкие таблицы с «сырыми» экспериментальными данными по
всем испытуемым, некоторые показательные протоколы экспериментов (полностью) и
т.д. Окончательное решение по этому вопросу поможет принять научный
руководитель. Помните лишь, что и в этом случае (как и в отношении других наших
рекомендаций обращаться к научному руководителю за советом) инициатива должна
исходить от вас. Лучше идти к научному руководителю с конкретными
предложениями, вариантами, найденными вами в результате самостоятельных размышлений.
Если вы прочитали эту часть методических указаний в
самом начале выполнения курсовой или дипломной работы, рекомендую вернуться к
ним перед написанием текста. Практика, беседы с преподавателями показывают, что
невнимание к содержащимся в них советам часто ведет к непродуктивным затратам
времени на исправление допущенных ошибок. Да и время своего научного
руководителя нужно ценить, не заставляя его объяснять каждому студенту то, что
он может прочитать сам. Лучше, если на консультациях речь будет идти о
действительно научных, принципиально важных и трудных аспектах работы, о
вопросах, решить которые без помощи научного руководителя абсолютно невозможно.
Итак, общая структура текста работы выглядит примерно
так: титульный лист, реферат, содержание (оглавление, план), введение,
основная часть, заключение и (или) выводы, список
использованной литературы, приложения.