35.1. Содержание муниципальных финансов
Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного му-ниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы включают:
• средства местного бюджета;
• муниципальные внебюджетные фонды;
• государственные и муниципальные ценные бумаги, при¬надлежащие органам местного самоуправления;
• другие денежные средства, находящиеся в муниципаль¬ной собственности.
Муниципальные финансы основываются на принципах:
• самостоятельности;
• государственной финансовой поддержки;
• гласности.
Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образова¬ния органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уста¬вом муниципального образования.
Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственно¬стью, имуществом, находящимся в государственной собственно¬сти и переданным в управление органам местного самоуправле¬ния, другой собственностью, служащей удовлетворению потреб¬ностей населения муниципального образования.
Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сда¬вать в аренду, отчуждать.
35.2. Местные бюджеты
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленны¬ми на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправле¬ния для реализации отдельных государственных полномочий, по¬ступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дота¬ции, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного само¬управления.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжа¬ются средствами местных бюджетов.
35.3. Межбюджетные отношения на муниципальном уровне
Межбюджетные отношения органов местного самоуправле¬ния и органов государственной власти субъектов РФ строятся на следующих принципах:
• взаимной ответственности;
• применения единой для всех муниципальных образова¬ний методологии, учитывающей их индивидуальные осо¬бенности;
• выравнивания доходов муниципальных образований;
• максимально возможного сокращения встречных финан¬совых потоков;
• компенсации местным бюджетам в случае уменьшения до¬ходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;
• повышения заинтересованности органов местного само¬управления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;
• гласности.
К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:
• нормативные отчисления от регулирующих доходов;
• дотации и субвенции местным бюджетам;
• средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
• средства, поступающие по взаимным расчетам из феде¬рального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
35.4. Бюджетный процесс на муниципальном уровне
Представительные органы местного самоуправления само¬стоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принци¬пами бюджетного процесса, установленными федеральными за¬конами и законами субъекта РФ.
Составление проектов местных бюджетов, утверждение и ис¬полнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией.
Представительный орган местного самоуправления принимает решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления.
35.5. Особенности муниципальных финансов
1. Особенности финансов муниципального образования рас¬смотрим на примере г. Северодвинска.
Экономическую базу местного самоуправления составляют природные ресурсы, муниципальная собственность и другое имущество, служащее источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения г. Северодвинска.
Муниципальная собственность является достоянием населе¬ния муниципального образования г. Северодвинск. В ее состав входят: средства местного бюджета и внебюджетных фондов; имущество органов самоуправления; земля и другие природные ресурсы, переданные в муниципальную собственность; муници¬пальные предприятия, организации и учреждения; муниципаль¬ный жилищный фонд и нежилые помещения; другое движимое и недвижимое имущество.
В исключительной собственности г. Северодвинска находят¬ся и не подлежат отчуждению объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потреб¬ностей населения и муниципального хозяйства, а также сохра¬нения историко-культурного наследия.
В целях удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, укрепления и развития инженерной и социальной ин¬фраструктуры администрация создает муниципальные унитар¬ные предприятия. Они наделяются имуществом на праве хозяй¬ственного ведения.
Муниципальным учреждением является некоммерческая ор¬ганизация, создаваемая администрацией для осуществления управленческих, социально-культурных и других функций и фи¬нансируемая полностью или частично за счет средств муници¬пального бюджета. Муниципальное учреждение наделяется имуществом на праве оперативного управления.
Органы местного самоуправления предоставляют в соответст¬вии с действующим законодательством налоговые и другие льготы и преимущества в пределах сумм налогов и других платежей, за¬числяемых в доход муниципального бюджета. Хозяйственные от¬ношения органов местного самоуправления с предприятиями, уч¬реждениями, организациями, не входящими в состав муници¬пальной собственности, строятся на договорной основе.
Органы местного самоуправления наделены следующими правами: 1) объединять на добровольной основе средства пред¬приятий, организаций, граждан и муниципального бюджета для финансирования, строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры; 2) привлекать предприятия и организации к строительству и содержанию ме¬стных дорог, объектов природоохранного и другого назначения.
В части внешнеэкономической деятельности мэр г. Северо¬двинска наделен следующими правами: 1) заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение про¬дукции за счет имеющихся валютных средств; 2) участвовать в создании совместных предприятий по использованию природ¬ных ресурсов, создавать предприятия по выпуску товаров народ¬ного потребления и оказанию услуг; 3) принимать участие в соз¬дании совместных с зарубежными партнерами научных, куль¬турных, туристических, физкультурно-оздоровительных центров, других организаций, связанных с обеспечением развития местного хозяйства; 4) создавать муниципальные внешнеэкономические организации, оказывать предприятиям помощь в развитии экспортных и импортных возможностей.
Администрация или уполномоченный орган формируют муниципальный заказ. Администрация выступает заказчиком на вы-полнение работ по благоустройству г. Северодвинска, комму¬нальному обслуживанию населения, строительству и реконст¬рукции объектов инженерной и социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения.
В доходы муниципального бюджета города зачисляются: мест¬ные налоги, сборы и штрафы; закрепленные законодательством отчисления от федеральных и областных налогов; финансовые средства, переданные муниципальным органам органами госу¬дарственной власти для исполнения отдельных государственных полномочий; поступления от продажи и сдачи в аренду муници¬пального имущества, от муниципальных займов и лотерей; часть прибыли муниципальных предприятий; дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления.
Превышение расходов над доходами, как правило, не допус¬кается. При наличии дефицита бюджета первоочередному фи¬нансированию подлежат текущие расходы. По решению муни¬ципального Совета может быть установлен предельный размер дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета г. Северодвинска происходит превышение предельного уровня дефи¬цита или значительное снижение поступлений доходных источ¬ников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Пере¬чень защищенных статей бюджета устанавливается муниципаль¬ным Советом.
Объекты и виды работ, не включенные в конкретную программу социально-экономического развития той или иной от¬расли муниципального хозяйства, не подлежат выполнению, если бюджет не гарантирует их финансирование.
В составе бюджета г. Северодвинска образуется резервный фонд для непредвиденных расходов, размер которого определяет муниципальный Совет ежегодно при утверждении бюджета. Резервный фонд используется администрацией для осуществления ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, по¬крытия дефицита бюджета, финансирования непредвиденных расходов. Отчет о расходовании резервного фонда включается в отчет об исполнении бюджета г. Северодвинска.
Доходы бюджета, полученные дополнительно в ходе исполне¬ния бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или эконо¬мии в расходах, изъятию не подлежат, используются по усмотре¬нию мэра г. Северодвинска в течение текущего финансового года и включаются в отчет об исполнении бюджета этого года.
Мэр г. Северодвинска и администрация распоряжаются средствами внебюджетных и валютных фондов в соответствии с направлениями их использования, утвержденными муниципаль¬ным Советом. Отчет об использовании внебюджетных и валют¬ных фондов ежегодно вместе с отчетом об исполнении бюджета представляется муниципальному Совету.
Финансовые ресурсы органов территориального обществен¬ного самоуправления образуются за счет средств, переданных му¬ниципальным Советом, доходов от деятельности созданных ими предприятий, добровольных взносов и пожертвований других предприятий, организаций, учреждений и граждан, а также про¬водимых этими органами мероприятий, других поступлений.
Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финан¬совые ресурсы в соответствии с уставными целями своей деятель¬ности, в том числе на содержание создаваемых ими органов.
Решение о проведении муниципальных займов и лотерей, создании муниципальных банков и других кредитных организа¬ций принимается муниципальным Советом.
Средства, направляемые на осуществление отдельных государственных полномочий, в доходах и расходах муниципального бюджета учитываются отдельно в пределах сумм, предусмотрен¬ных на эти цели федеральным или областным бюджетом.