ГЛАВНАЯ
      РЕПЕТИТОРЫ
       ГОТОВЫЕ РАБОТЫ
       ПРАЙС-ЛИСТ
         КОНТАКТЫ
 
Главная || Мой профиль | Выход
Заказать работу просто. Заполните форму заказа в разделе "Сделать заказ". В течение 24 часов или ранее, вам будет дан ответ по стоимости и срокам. Спасибо что посетили наш сайт!
Главное МЕНЮ



НОВОЕ поступление

Нам ВАЖЕН ваш ответ:


Главная » Мораль. Религия



Мораль и религия — наиболее древние регуляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до пись­менной истории человечества. Будучи составляющими ду­ховной жизни, мораль и религия прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различ­ные культурно-исторические эпохи по-разному воздейст­вовали на образ жизни людей и общества в целом. Доста­точно вспомнить духовную жизнь личности и общества в средневековой Европе, когда все определялось и регла­ментировалось религиозной идеологией. Соответственно и моральные представления, идеалы, предписания и требования в этом обществе не выходили за рамки религиозной морали.

Во все времена мораль и религия считались важнейши­ми факторами единения общества. За многотысячную исто­рию эти социально-психологические и организационные структуры накопили немало общих ценностей и средств, ак­тивно влияющих на поведение современного человека, на его духовное самочувствие. В то же время их положение и функ­ционирование в обществе существенно различаются. Рассмо­трим каждое из этих общественных явлений отдельно.

МОРАЛЬ

Люди в обществе связаны многообразными отношени­ями. Каждый взрослый человек имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выпол­нения поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Лет­чик стремится благополучно доставить до пункта назначе­ния пассажиров, врач — помочь и при этом не навредить пациенту, учитель — привить любовь к знаниям и не от­толкнуть учеников от своего предмета безжизненной сухо­стью изложения учебного материала.

Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами.

Однако, помимо внешних правил, регулирующих лю­бую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профес­сии, желание своим трудом принести пользу людям, накоп­ление новых знаний и превращение их в навыки и прави­ла более результативной, успешной трудовой деятельности. Иначе говоря, существуют такие регуляторы профессио­нальной деятельности, которые не могут быть прописаны в служебных инструкциях, но являются важнейшими ус­ловиями ее содержательности, последовательности, успеш­ности и согласованности с другими видами труда. Эти ре­гуляторы являются системой правил и норм профессио­нальной этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.

Однако жизнь человека не сводится только к профес­сиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой (распределение обязанностей по ведению хозяйства), отношения детей к родителям и другим более отдаленным по крови родственникам. Наконец, существу­ют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседнев­ных контактах.

Напрашиваются вопросы: есть ли что-либо общее меж­ду  этими   регуляторами?   Можно   ли   говорить  о   едином стержне, объединяющем разные способы духовной регуля­ции поведения людей в единое целое?

Таким стержнем духовной жизни во всех обществах, известных науке, является мораль.

Мораль — особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определен­ным нормам общения и взаимодействия.

Наукой, изучающей и анализирующей состояние нра­вов, прогнозирующей развитие морали, является этика. Этика — философская дисциплина, теория морали. Ее главной темой являются рассуждения о природе морали.

Заметим, что во времена Аристотеля (IV в. до н. э.) под этикой понимали философское знание (наряду с логи­кой и физикой), которое распространялось на все явления культуры, включая законы и обычаи, которые регулирова­ли взаимоотношения людей.

Генетически мораль восходит к обычаю, но, в отличие от обычая и традиции, нравственные нормы получают обос­нование в виде идеалов (добро, истина, справедливость, красота). Нравственность возникла в первобытном общест­ве на стадии его разложения, когда стали сказываться про­тиворечия между частными и общественным интересами. Появились и заявили о себе люди, ощутившие себя не ча­стью целого, а личностью, индивидуальностью, не похожей на остальных сородичей (это мог быть умелец, изготовля­ющий каменный топор, или ловкий, очень сильный и бес­страшный охотник). Именно мораль была призвана обеспе­чить необходимую стабильность и целостность общества, упорядочить отношения между индивидом и обществом, регулировать труд и распределение пищи, не прибегая к помощи грубой силы.

Образцы правильного (точнее, должного, нужного) поведения, считающегося в данном обществе нравственным (например, проявление альтруизма, т. е. самопожертвова­ния ради выживания семьи, рода, упорядочение половых связей), обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам данного общества.

Эти образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, зако­нов и становятся обязательными для всех.

Все моральные обычаи, традиции и нормы являются по­рождением своего времени, т. е. сугубо историческим продук­том. Однако в силу укорененности в общественном сознании они могут не только существовать, но и оказывать свое регу­лирующее воздействие на нравственные отношения уже в совершенно иную эпоху. Очень интересные наблюдения в этой связи приводил немецкий теоретик Ф. Энгельс. Он отмечал, что  «моральное влияние, унаследованные взгляды и  образ мышления старой родовой эпохи еще долго жили в традици­ях, которые отмирали только постепенно. Это сказалось на одном из позднейших государственных учреждений». Энгельс писал об Афинском государстве, которое столкнулось с неже­ланием свободных граждан идти служить в полицию. Нахо­дясь под сильным влиянием моральных представлений родо­вого строя, они считали недопустимым заниматься деятель­ностью, связанной с применением силы (насилия) по отношению к равным, т. е. свободным гражданам полиса, и тем более к родственникам. Поэтому афиняне предпочита­ли арест и штраф службе в полиции, их нравственный про­тест был настолько упорным, что власти оказались вынужде­ны формировать полицию преимущественно из рабов.

Следует иметь в виду, что на ранних этапах становле­ния цивилизованного человеческого общества действие нравственных норм и установлений не выходило за преде­лы рода, общины. Так, заповеди «не убий», «не укради», «помогай слабым» строго соблюдались по отношению к своим сородичам, соплеменникам, но не носили обяза­тельного характера по отношению к  «чужим».

Другой, не менее важный аспект развития нравствен­ного сознания заключается в том, что сложившаяся на оп­ределенном этапе развития общества система моральных норм — регуляторов — не остается неизменной. Усложне­ние социальной структуры общества неизбежно приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы и общ­ности различаются не только по своему положению в соци­уме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нравственного поведения. Этим самым нарушается принцип общеобязательности господствовавших нравст­венных норм. Из курса всемирной истории известно, что в средневековой Европе мораль носила ярко выраженный сословно-корпоративный характер.

Последующие исторические эпохи также подтвердили верность вывода о различиях в моральных представлениях разных социальных слоев и групп. В то же время истори­ческий опыт развития человеческого сообщества свидетель­ствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни.

Яркими примерами являются «золотое правило» нрав­ственности (поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе), принципы Нагорной проповеди Христа («делай добро», «не делай зла», «люби ближнего как самого себя» и др.).

Человек всегда имеет свободу выбора: либо он разде­ляет моральные ценности данного общества и добровольно выбирает линию нравственного поведения, либо своими по­ступками бросает вызов общественному мнению и общест­венной морали. Для нравственных отношений характерна автономная регуляция, т. е. уровень этих отношений все­цело зависит от воли самих субъектов (участников), а не от специальных социальных институтов, например суда, церкви. Главный судья в нравственных отношениях — со­весть. Именно она не дает человеку покоя («муки совести») за совершенные неблаговидные поступки, даже когда о них никому не известно.

Главная особенность морали, отличающая ее от других общественных явлений (например, политики, науки, ис­кусства),— ее всеохватность. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жиз­ни — в быту, в труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных, внутригрупповых и даже междуна­родных отношениях. Структура морали включает нравст­венные взгляды, традиции и идеалы, принципы, нормы и категории.

Нравственные категории — понятия морали, кото­рые носят всеобщий характер (Добро, Зло, Справедливость, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Счастье и др.).

Принципы морали, подобно конституции государства, носят основополагающий характер, так как формулируют в обобщенном виде базовые моральные ценности общества (принципы счастья, любви, альтруизма, справедливости, гуманизма). Этим они отличаются от более специфичных (более конкретных) организационно-административных, технических, этикетных, бытовых и других норм. Принци­пы морали служат основой для наполнения моральных норм конкретным содержанием.

Нормы морали — это формы нравственного требова­ния, определяющие поведение людей в различных ситуа­циях. Они фиксируются в заповедях и предписаниях, со­держащих указание на то, как должно поступать. Мораль предлагает каждому индивиду образцы должного, разумно­го, общечеловеческого.

Категории долга в морали отводится особенно важная роль. Не случайно этику довольно часто называют наукой о должном,  подчеркивая ее нормативный характер. Нрав­ственный долг — это своеобразная точка пересечения  морального  сознания (мышления) личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Существование долга как необходимость в определенном поведении не только не | исключает, но и предполагает проблему его выбора. Именно выбор между «я хочу» и  «я должен» и определяет уро­вень самосознания личности и ее нравственную зрелость. Моральное сознание без нравственного поступка ничего не стоит. Нравственный долг выступает в качестве эталона по отношению к другим разновидностям долга (семейного, гражданского, профессионального).

Прогресс морали связан с постепенной реализацией гуманистических установок в человеческом общежитии: со­вершать добро и воздерживаться от зла, заботиться не только о личном, но и общественном благе.

В жизни человек проходит несколько этапов самосо­знания, т. е. постижения содержания и направленности собственного внутреннего мира, своего «Я». Это постиже­ние тесно сопряжено с таким понятием, как смысл жизни. Смысл жизни — сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, ра­ботает, дружит и любит, создает семью, воспитывает детей, отдает сыновний (дочерний) долг родителям.

В смысле жизни сопряжены понятия высокого и низ­кого, благородного и подлого, любви и ненависти, храбро­сти и трусости, верности и предательства. Перечисленные категории, противостоящие друг другу, дают человеку воз­можность постоянно иметь в виду противоположные вари­анты поступков и линий поведения.

В этих же категориях оцениваются побуждение к дей­ствиям и содержание деятельности других людей («Трус не играет в хоккей» — звучит рефреном в известной спортив­ной песне). Помимо непосредственных отношений, о чем речь шла выше, каждый человек выстраивает, если обла­дает необходимым кругозором, свое отношение к таким сложным реалиям, как человечество, глобальные пробле­мы, население и история страны, историческая и современ­ная культура и многое другое.

Мораль охватывает все проявления добра и зла, сове­сти и бессовестности, долга и безответственности, достоин­ства и низости и т. д. Понятно, что общество поддержива­ет силой общественного мнения побуждение к полезной де­ятельности по позитивным критериям и одновременно осуждает негативные действия.

Если по каким-то причинам человек систематически совершает действия, оказывающиеся в противоречии с об­разцами позитивного нравственного поведения, то он стре­мится найти поддержку в группах, следующих «переверну­тым» нравственным образцам. В таких группах, чаще все­го дистанцированных от остальных людей, достаточно замкнутых и имеющих свои правила внутренней дисцип­лины, хорошее выдается за плохое, осмеивается, дискреди­тируется недоверием и прямым поношением.

В отличие от закона, который поддерживается всеми возможностями государства, включая скрытое и явное при­нуждение, а в критических моментах даже открытым террором,   мораль   опирается на доминирующие  в  обществе представления о «здоровом» или «больном» духе, на возве­дение в образец поступков,   более или менее единодушно одобряемых большинством членов общества,  на укоренив­шееся в сознании многих людей представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Поведение ярких личностей в истории, способствовавших общественному прогрессу, неустрашимых борцов за процветание культуры, науки, общественного    благосостояния    подкрепляет    убеждение в  правоте   позитивных   нравственных   установок   и  силу осуждения негативных тенденций и образцов человеческого поведения.

РЕЛИГИЯ

Наши представления об обществе окажутся неполны ми, если упустить из виду его дифференциацию по религиозному  признаку, т.е.   деление на верующих и  неверующих.

На уроках истории вы уже получили сведения о роли религии и церкви в жизни человеческого общества в различные культурно-исторические эпохи.

Однако эти знания чаще всего ограничиваются общими представлениями о влиянии церкви на сферы политики и культуры в различных странах.

Религия как социокультурное явление не исчерпыва­ется  деятельностью официальных  институтов — церквей и других вероисповедных объединений (общин). При изучении этого  явления чрезвычайно важно понять,  что  мы имеем дело  с миром сложных нравственных, смысложизненных, эстетических и других исканий людей, психологически насыщенных, эмоционально острых и содержательных для верующего человека.

«Религия»   в буквальном переводе с латинского означает   «связь»  (восстановление связи).   Верующие  считают связь повседневной жизни,   решающих поступков  и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом, превосходящей по своим возможностям и проявлениям возмож­ности обычных людей. Это — особый вид реальности. В науке такая реальность называется сверхъестественной, потусторонней. Однако для людей верующих, как подчеркивал известный    русский   религиозный   мыслитель   и   ученый П. А. Флоренский (1882—1937), эта реальность более естественна, чем обычные способы и формы человеческой жизнедеятельности.

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в су­ществование  сверхъестественной  сферы. Это  стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолю­том, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном су­ществовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человече­ства является Бог,— высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в рели­гиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Ко­ран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фа­вор; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочелове­ка; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к вы­полнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному ис­торическому опыту является составной частью культуры.

В истории религия всегда сосуществовала со светски­ми элементами культуры, а в определенных случаях и про­тивостояла им.

В настоящее время складывается достаточно устойчи­вый исторический баланс между основными религиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры — с другой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.

Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно ус­матривает в посюсторонних, на его взгляд, изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук, в гуманизации и компьютеризации образования, в разум­ной экологической политике, в планировании семьи и в других усилиях совместной сознательной деятельности объединения людей. Светское сознание считает религию глубоко частным, даже интимным, делом индивидов. Оно выступает за последовательное отделение церкви от госу­дарства и школы, за укрепление позиций естественно-на­учных и исторических знаний в оценках места и роли ре­лигии в обществе.

В светском сознании могут быть элементы индиффе­рентного (безразличного) и даже атеистического отношения к религии. В то же время толерантность (терпимость) светской культуры к иным мировоззрениям и культурам дает возможность сотрудничества с ними по целому ряду вопро­сов, актуальных как для верующих, так и для неверую­щих.

Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука — религиоведение. Среди про­блем, которые интересуют научное исследование рели­гии,— сущность религии, ее значение в общественном раз­витии, ее возникновение, развитие и соотношение с други­ми явлениями культуры.

Религиоведение наряду с этикой, изучающей мо­раль,— наука философская. Ее не следует путать с теоло­гией (богословием), являющейся совокупностью религиоз­ных учений о сущности и действии Бога.

Вера в Бога как в сверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основные со­бытия в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановую историю. В ее основе — настойчивые усилия людей воспол­нять недостатки и пороки земной жизни верой в возмож­ность их исправления и компенсации чудесным образом. Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях боже­ственного существа или существ. Таковы рассказы, мифы, верования в богов у древних греков, древних римлян, древ­них индийцев, древних китайцев и других народов. В них отчетливо представлен многобожный (политеистический) характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом За­вете (религия древних иудеев), в религиях христиан и му­сульман выражен единобожный (монотеистический) принцип. Во многих религиях существуют представления о богах человекоподобных (антропоморфных). Боги ведут себя подобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Если их много, они либо ссорятся между собой, враждуют, либо объединяются для исполнения об­щих замыслов.

С течением времени происходило постепенное вытес­нение из религии прямого — антропоморфного — содержа­ния. Это было связано с ростом культуры общества, с по­явлением в нем богословов и верующих, способных более или менее систематически избегать в своих рассуждениях о божестве прямых аналогий с земными событиями, пере­живаниями и обстоятельствами. Тем не менее в любой ре­лигии, даже самой рафинированной (т. е. очищенной), об­раз Бога всегда имеет печать породивших и питающих его земных условий. На это указывают и личные характерис­тики  Бога  (святость,   милосердие,   справедливость и др.)

в различных религиозных системах. Около тысячи подоб­ных характеристик Аллаха содержится в исламе; в иуда­изме Бог представлен недоступным и требующим жертвы; в христианстве же Бог предстает Отцом для всех тех, кто в него уверовал.

Другой особенностью религии является система рели­гиозных обрядов, ритуалов, действий — культов (почита­ния), развертывающихся на основе идей и представлений о Боге (божествах). Таковы жертвоприношения, церемо­нии, разнообразные мистерии в мировых (христианство, буддизм, ислам) и многих национальных религиях (иуда­изм, конфуцианство, синтоизм и др.). Они следуют друг за другом в соответствии с порядком и последовательностью, предусмотренными соответствующими церковно-религиозными календарями. Центр отправления религиозного куль­та — храм, молитвенный дом с набором разнообразных культовых принадлежностей (иконы, распятия, фрески или настенная роспись с библейскими сюжетами и др.).

Культ придает религиозным идеям и представлениям конкретно-чувственный характер, связывает их с повсе­дневной жизнью, заботами и интересами его последовате­лей — верующих, наглядно воспроизводит от поколения к поколению конкретно-чувственный характер религиозно­го сознания в его массовых и повседневных формах.

Еще одной особенностью религии является непосред­ственно эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий. Это переживание обусловле­но тем, что в религии преломляются и отражаются самые важные события человеческого существования: тайны рож­дения и смерти, самосознание ребенка, вступление юноши и девушки в самостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и др.

Наконец, большинство религий современного мира имеет особую организацию — церковь с четким распределе­нием обязанностей на каждом уровне ее иерархии (струк­туры). Например, в католичестве и православии это миря­не, белое духовенство, черное духовенство (монахи), епис­копат, митрополии, патриархии и т. д.

Огромное влияние религии на жизнь общества связа­но с тем, что ее структуры так или иначе присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях част­ной жизни граждан. Поэтому она оказывала заметное воз­действие на сферу общественной морали, особенно в тех ус­ловиях, когда была доминирующей духовно-организующей силой общества. В качестве примеров можно привести роль религии и церкви в средневековой Европе и дореволюцион­ной России. Но и в условиях утраты ею этих позиций (т. е. в условиях секуляризации, говоря научно) она продолжает сохранять довольно большие возможности воздействия  на нравственное сознание общества.

После длительного периода атеистической пропаганды и насильственного  вытеснения  религии  из общественной сферы в период господства большевистской идеологии в со­временной России наблюдается процесс восстановления позиций традиционных религий (христианства, ислама, буддизма, иудаизма), равно как и оживления ряда новых ре­лигиозных    движений    и    культов.    Хотя    этот    процесс неоднозначен,   несомненно  стремление   как   «старых»,   так и «новых»   религий поддержать своим авторитетом тради­ционные устои морали, усилить обоснование необходимос­ти следования  ее нормам и принципам с позиций страха перед божьим наказанием и надежды на земное и загроб­ное вознаграждение в случае соблюдения тех нравственных установок,   которые одобряются  с религиозной точки зре­ния. Напомним, что основополагающие моральные принци­пы  в  истории   культуры чаще   всего  интерпретировались как выражение божьей воли. Как следует из текста Биб­лии,   моральные заповеди Десятисловия в  Ветхом Завете («не  убий»,  «не укради»,   «не лжесвидетельствуй»   и др.) были провозглашены Богом; принципы христианской  мо­рали изложены Христом в Нагорной проповеди («накорми голодных»; «не оскорбляй людей»; var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }


 




 
 
ЧЕЛНЫ-ДИПЛОМ.РУ - профессиональная помощь в учебе. Дипломы, курсовые, контрольные, рефераты
             обмен ссылками,
             карта сайта
 
У нас заказывают студенты из городов:
Дипломы и курсовые работы на заказ, рефераты на заказ, тесты на заказ, индекс