МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
I. Выбор темы, подбор и изучение литературы
Как правило, выбор темы КР, ВКР или ДР осуществляется по соответ¬ствующим Перечням тем, разрабатываемым и утверждаемым на заседании кафедры. Кроме того, студент имеет право предложить собственную тему либо изменить какую-либо тему из Перечня, согласовав ее с научным руко¬водителем и заведующим кафедрой или его заместителем. Темы ВКР(ДР) должны соответствовать профилю обучения (наименованию получаемой специальности), а для КР — наименованию дисциплины, по которой она выполняется.
Выбрав тему ВКР(ДР), студент обязан написать и представить в дека¬нат (на кафедру) заявление установленной формы. Закрепление (в деканате) и утверждение (на кафедре) темы, а также назначение руководителя ВКР(ДР) осуществляются не позднее, чем за три месяца до начала ее раз¬работки по учебному плану.
Руководитель и студент разрабатывают задание на ВКР(ДР) по форме, приведенной в приложении
2. В этом документе указываются: тема работы и ее целевая установка, перечень основных вопросов, подлежащих раскры¬тию в процессе его выполнения, характеристика ожидаемых результатов и сфер (областей) их применения, основные источники информации. Зада¬ние должно быть подписано руководителем и студентом.
Утвердив тему и получив задание, студент приступает к составлению графика подготовки и оформления ВКР(ДР) (приложение 3) с указанием очередности и конкретных сроков исполнения ее разделов (глав). Руково¬дитель утверждает и контролирует выполнение плана, рекомендует необ¬ходимые материалы, обсуждает со студентом наиболее сложные проблемы и возможные подходы к их решению.
Студент (автор работы) несет ответственность за достоверность инфор¬мации, содержащейся в работе, смысловую адекватность терминов, пра¬вильность всех расчетов, грамотность изложения материала. Обязанность руко¬водителя - своевременно указать на имеющиеся недостатки и потребовать их устранения до защиты работы.
Подбор литературы следует начинать с изучения книг и периодиче¬ских изданий, рекомендованных кафедрой по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации (в том числе в списках литературы к ПТК). Целесообразно также проанализировать, с какими ранее изученными дис¬циплинами (темами) связана тема КР или ВКР(ДР). Это позволит автору более основательно разобраться в проблеме, отобрать оптимальное коли¬чество источников, а в дальнейшем - подготовить работу высокого уровня и успешно защитить ее.
В процессе ознакомления с периодическими изданиями необходимо особое внимание уделить новейшим публикациям в официальных изданиях1, информационных сборниках, справочниках, журналах и газетах по профилю подготовки студента. Чтобы в содержательном плане работа была глубо¬кой и насыщенной, автору нужно активно использовать ресурсы всемир¬ной информационной сети (Интернет)2 и базы данных справочных систем («Консультант», «Гарант», «Кодекс» и др.). Это в полной мере относится к оригиналам трудов выдающихся отечественных и зарубежных ученых, общественных деятелей.
В процессе изучения подобранной литературы основным критерием оценки прочитанного является возможность использования данного мате¬риала в дальнейшей работе. Приступать к анализу источников информации целесообразно с энциклопедических изданий и словарей. Затем следует ознакомиться с учебниками и монографиями, а после этого - с периоди¬кой. Изучать литературу следует с ознакомления с публикациями текущего года, затем — предыдущих лет. В некоторых случаях использование тек¬стов, изданных, например, в начале или середине XX века.
Результатом первого этапа подготовки работы должно стать составле¬ние развернутого плана (приложение 4). В нем студент конкретизирует основные вопросы работы, выделяет и четко формулирует параграфы. Этот план студент согласует с руководителем, который утверждает его в качестве структурно-логической схемы работы. План не является окончательным и в процессе написания работы может совершенствоваться. Это вполне допустимо и отражается в окончательной редакции глав, параграфов, пунк¬тов и подпунктов в содержании (оглавлении) работы.
Если все действия на начальном этапе выполнены тщательно, то состав¬ление полного текста работы не потребует много труда и времени. Развер¬нутый план обеспечивает изложение материала в строгой последователь¬ности, при которой главы (параграфы) вытекают из предыдущих частей работы. В тех случаях, когда развернутый план отсутствует либо составлен наспех, неизбежны диспропорции (например, «головастики», когда одна глава работы значительно больше других), пробелы в изложении каких-либо существенных аспектов исследуемой проблемы, повторы.