ГЛАВНАЯ
      РЕПЕТИТОРЫ
       ГОТОВЫЕ РАБОТЫ
       ПРАЙС-ЛИСТ
         КОНТАКТЫ
 
Главная || Мой профиль | Выход
Заказать работу просто. Заполните форму заказа в разделе "Сделать заказ". В течение 24 часов или ранее, вам будет дан ответ по стоимости и срокам. Спасибо что посетили наш сайт!
Главное МЕНЮ



НОВОЕ поступление

Нам ВАЖЕН ваш ответ:


Главная » МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ



МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

Среди того многообразия культур, что прошли перед нами, есть одно разделение, особенно важное для наших дней,— это существование массовой и элитарной культур. Именно это противопоставление во многом определяет культурную картину современного общества.

Массовая культура — явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в XX в. в связи с раз­мыванием территориальных и социальных границ в услови­ях индустриального общества. Для появления массовой культуры потребовалось несколько условий: достаточный уровень образования масс, наличие у потребителя свобод­ного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой до­суг, а также средств коммуникации, способных копировать, тиражировать и доносить культурную продукцию до масс.

Первым шагом на пути к появлению массовой культу­ры было введение в Англии в 1870—1890-х гг. закона об обязательной всеобщей грамотности. В 1895 г. был изобре­тен кинематограф, ставший средством массового искусства, доступного всем и не требующего даже элементарного уме­ния читать. Следующими этапами стали изобретение и вне­дрение граммофонных записей. Затем появились радио, те­левидение, возможность тиражировать аудио- и видеозапи­си в домашних условиях, Интернет.

В XX в., с ростом уровня жизни и дальнейшим раз­витием технического прогресса, человек захотел заполнить свой досуг. Тут же включились механизмы рынка: раз есть потребности, следовательно, их необходимо удовлетворять. Рынок отреагировал появлением массовой культуры, или, как ее иначе называют, индустрии развлечений, коммерче­ской культуры, поп-культуры, индустрии досуга и т. п.

Сложившаяся таким образом массовая культура обла­дает своими характерными особенностями. В первую оче­редь ее отличает коммерческая направленность, содержа­ние этой культуры выступает в качестве предметов потреб­ления, способных при продаже приносить прибыль. Основная черта массовой культуры — ориентация на вкусы и запросы массового потребителя. В содержательном плане, будучи «культурой антиусталости», она проста, до­ступна, развлекательна и стандартизирована. Она не требу­ет усилий для освоения, позволяет отдыхать, потребляя ее продукты. Простота и доступность массовой культуры оче­видны, в противном случае она просто теряет спрос. При­чем ее потребителями могут быть и аристократы, и про­стые рабочие, в этом смысле она универсальна и демокра­тична. Так, известный всем «агент 007» Джеймс Бонд был любимцем президента США Джона Кеннеди и английского принца Чарльза.

Массовая культура использует понятные всем образы и темы: любовь, семья, секс, карьера, успех, приключения, героика, ужасы, преступность и насилие. Но подается все это в упрощенном, сентиментальном и стандартизирован­ном виде. Оценки массовой культуры всегда очевидны, по­нятно, где «свои», а где «чужие», кто «добрый», а кто «злой», и «хорошие парни» непременно побеждают «пло­хих». Массовая культура ориентируется не на личность, а на стандартный образ потребителя — подростка, домохо­зяйку, бизнесмена и т. д. Через механизмы моды и пре­стижности она влияет на образ жизни людей. В этом смыс­ле реклама.— обязательная часть массовой культуры — давно перестала предлагать товары. Сегодня она уже рек­ламирует стиль жизни: если ты хочешь выглядеть таким же жизнерадостным парнем, то покупай то-то и то-то.

Массовая культура, как вы уже догадались, неотдели­ма от средств массовой информации (СМИ). Благодаря им обеспечивается систематическое распространение культур­ной продукции через печать, радио, телевидение, кино, глобальные компьютерные сети, звукозапись, видеозапись, электронные носители и др. Вся культура, а не только мас­совая, так или иначе проходит через СМИ. Совершив ка­чественный скачок в 1960-е гг., они стали универсальным средством распространения информации. Уже в 1964 г. вы­ступление «Битлз» в Карнеги-холле в Нью-Йорке слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 млн человек по телевидению. Сейчас возможности СМИ стали гораздо ши­ре. Способность к быстрому и практически полному охва­ту самой широкой аудитории превратила СМИ в важней­ший фактор современной культуры.

Массовой культуре противопоставляется культура эли­тарная, рассчитанная на узкий круг потребителей, подго­товленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Например, это романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и П. Пикассо, фильмы А. А. Тарковского и А. Куросавы, музыка А. Шнитке и С. Губайдулиной и т. п.

Элита, являющаяся потребителем такой культуры,— это наиболее способная к духовной деятельности, одарен­ная творческими задатками часть общества. Именно она обеспечивает культурный прогресс, поэтому художник вполне сознательно обращается к ней, а не к массе, по­скольку без ее отклика и оценки невозможно любое твор­чество в области высокого искусства. Получение коммерче­ской выгоды не является непременной целью для создате­лей произведений элитарного искусства — они стремятся к самовыражению и воплощению своих идей, но при этом их произведения зачастую становятся популярными и при­носят авторам существенный доход.

Элитарная культура является источником идей, при­емов и образов для массовой культуры. Вы сами с легкос­тью сможете привести тому массу примеров. Эти культуры не антагонистичны. Массовая культура не может существо­вать без подпитки элитарной, а элитарная нуждается в рас­пространении, популяризации и финансировании со сторо­ны массовой. Именно их диалог и взаимодействие позволя­ют существовать и развиваться современной культуре.

Никто никого не принуждает выбирать между массой и элитой, становиться приверженцем одного типа культу­ры и противником другого. Культура не терпит принужде­ния и назидательности. В ее основе всегда лежит свобод­ный выбор, каждый человек сам решает, что ему нравит­ся, а что нет. Выбирая культурные приоритеты и ценности, человек формирует и определяет самого себя. Природа да­ет нам лишь биологическое начало, и только культура пре­вращает человека в культурно-историческое существо, в неповторимую человеческую личность. И в этом смысле она представляет меру человеческого в человеке.

ПРАКТИЧЕСКИЕ   ВЫВОДЫ

1.Культура — сложное явление, для освоения которого нужен определенный опыт и систематическая работа. Обывательские представления о культуре зачастую иска­жают ее смысл.

2.Сложные формы культуры требуют умения компетент­но оценивать ее явления. Научитесь не отвергать то, что вам не понятно с первого взгляда, попробуйте в этом разобраться. Культурный человек терпим и толерантен.

3.Старайтесь определять свою личную позицию в отно­шении любых явлений культуры, но при этом стреми­тесь избегать однозначных поспешных выводов. Это не только противоречит самому духу культуры, но и часто выглядит просто глупо.

4.Помните,  что терпимость  к проявлениям  чужих  форм культуры  - отличительная черта культурного человека.
 
Источник:
 Культура и духовная жизнь общества. Курс лекций. М. 2006. 20 с



 




 
 
ЧЕЛНЫ-ДИПЛОМ.РУ - профессиональная помощь в учебе. Дипломы, курсовые, контрольные, рефераты
             обмен ссылками,
             карта сайта
 
У нас заказывают студенты из городов:
Дипломы и курсовые работы на заказ, рефераты на заказ, тесты на заказ, индекс