Практическая работа
№1................................................................................3
Практическая работа
№2...............................................................................13
Практическая работа №3...............................................................................16
Практическая работа
№4...............................................................................18
Список использованной
литературы............................................................19
Введение
Практическая
работа № 1
Установление
отношений между понятиями. Операции с понятием
Раздел
программы: Понятие
Цель
практического понятия: выработка навыков применения формально-логических
операций к содержанию реальных знаний, уяснение практической важности
соблюдения тех или иных логических процедур в оперировании с понятиями,
овладение средствами образования и упорядочения понятийного аппарата.
Варианты
практических заданий
Задания
сгруппированы в практическую работу, которая представлена в 9 вариантах, равных
по объему, количеству и степени сложности заданий. Выбор варианта зависит от
порядкового номера в списке учебной группы и определяется по таблице.
Задание 1.
Подберите понятия, находящиеся во всех возможных отношениях к данному понятию.
Задание 2. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически.
Задание 3.
Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения
понятия.
Задание 4.
Определите, какая операция произведена с понятием (деление понятия или
расчленение целого на части; определение понятия или прием, сходный с
определением). Дайте характеристику операции определения или деления (укажите
вид, состав, правильность). Если операция произведена неправильно, укажите,
какие правила нарушены.
ВАРИАНТ
6
Задание 1.
а) милиционер;
б) соучастник.
Задание 2.
а) проект
закона, закон, законность, беззаконие;
б) взятка,
преступление;
в)
предприятие, коллектив предприятия, директор предприятия, член коллектива
предприятия;
е) сосед по
квартире; человек, живущий в соседней квартире; человек, живущий в том же доме.
Задание 3.
а) убийство;
б) экзамен.
Задание 4.
а)
умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода;
б) шантаж -
угроза разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства;
в)
наследование наступает в силу закона или завещания.
Практическая
работа № 2
Формализация
суждений
Раздел
программы: Суждение
Цель
практического занятия: выработка навыков приведения предложений
естественного языка к канонической форме простых категорических и сложных
суждений для дальнейшего их анализа, закрепление навыков точного определения и
выражения мысли на основе целенаправленного использования логических средств.
Варианты
практических заданий
Задание 1.
Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную
классификацию суждения. Графически изобразите отношения между терминами,
установите распределенность субъекта и предиката.
Задание 2.
Запишите логические формы сложных суждений на языке логики высказываний и
постройте для них истинностные таблицы.
ВАРИАНТ
4
Задание 1.
а) лицо,
совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности;
б) причинение
вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны не является
преступлением.
Задание 2.
а) бесхозной
является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой
неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался;
б) работник
имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке
и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом.
Практическая
работа № 3
Анализ
правильности умозаключений из сложных суждений (умозаключения логики
высказываний)
Раздел
программы: Умозаключение
Цель
практического занятия: выработка навыков и склонности к рациональному, а не
интуитивному построению рассуждений при условии исчерпывающего числа исходных
данных. Кроме того, задачей является научение быстрому определению и устранению
ошибок в демонстративных умозаключениях на основе использования определенных
правил вывода и формализованных процедур.
Варианты
практических заданий
Задание.
Определите вид и проверьте правильность умозаключений по их форме.
ВАРИАНТ
2
Задание
Пожар в
магазине мог возникнуть в результате самовозгорания, неосторожного обращения с
огнем или поджога. Расследование показало, что здесь не было ни поджога, ни
самовозгорания. Значит, пожар возник в результате неосторожного обращения с
огнем.
Практическая
работа № 4
Анализ
правильности простого категорического силлогизма
Раздел
программы: Демонстративные умозаключения
Цель
практического занятия: выработка навыков применения правил, обеспечивающего
полную достоверность возможных заключений, приобретение опыта для вывода
истинных суждений из уже известных общих знаний, определения и устранения
ошибок в рассуждениях на основе использования определенных правил вывода и
формализованных процедур.