КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА Конкурентоспособность товара – это относительная и обобщенная характеристика товара, выражаю-щая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.
Параметры конкурентоспособности товара
• Технические параметры наиболее жесткие. По ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному виду (классу) продукции. Это также характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, оп-ределяющие границы измерения технических параметров. Это также и эргономические показатели.
• Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, рас-ходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обуче-ние персонала. Все вместе эти параметры образуют цену потребления, которая как правило, выше цены продажи.
• Социально-организационные параметры – это учет социальной структуры потребителей, нацио-нальных особенностей в организации сбыта, производства, рекламы товара.
Конкурентоспособность фирмы
Конкурентоспособность фирмы – это относительная характеристика, которая выражает отличия раз-вития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами по-требностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность фирмы характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы
• емкость рынка (количество ежегодных продаж);
• легкость доступа на рынок;
• вид производимого товара;
• однородность рынка;
• конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
• возможность технических новшеств в отрасли.
Конкурентное преимущество
Конкурентное преимущество – это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
Указанное превосходство является относительным, определяющим по сравнению с конкурентом, зани-мающим наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка.
Различают внешнее и внутреннее конкурентное преимущество.
Внешнее конкурентное преимущество – преимущество, основанное на отличительных качествах то-вара, которое образует ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо за счет повы-шения эффективности.
Внутреннее конкурентное преимущество – преимущество, которое базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управлении фирмой или товаром, которое создает цен-ность у изготовителя, позволяющее добиться себестоимости меньшей, чем конкуренты..
Факторы, влияющие на конкурентное преимущество фирмы
Потенциальные конкуренты (угроза прихода новых конкурентов);
Поставщики (способность поставщиков торговаться);
Заменители (угроза товаров-заменителей);
Клиенты (способность клиентов торговаться);
Конкуренты в секторе (соперничество между действующими фирмами).