Временем зарождения менеджмента знаний как нового направления в управленческих науках можно считать 1993 год, когда состоялась первая конференция в Бостоне, специально посвященная проблематике управления знаниями в компаниях и организациях. В настоящий момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента, как науки, так и практики.
Каковы же исторические причины и теоретические предпосылки возникновения менеджмента знаний? Историческими причинами являются:
• глобализация и обострение конкуренции, побуждающие университеты и промышленные корпорации искать конкурентные преимущества;
• быстрое развитие и внедрение информационных технологий;
• повышение общего технологического уровня образования, науки и производства. (Не случайно пионерами практического использования менеджмента знаний стали такие высокотехнологичные компании, как Xerox Corporation, Hewlett-Packard Company, IBM, такие известные вузы, как Технический университет Мюнхена, Университет Гамбурга, Университет Кельна, Университет Падеборна, Институт экономической информатики университета Саарланда, Стенфордский университет, Томский политехнический университет и т. д.).
Среди теоретических предпосылок возникновения менеджмента знаний можно выделить следующие.
В социологии.Идеи менеджмента знаний использовались на двух уровнях — макро- и микро-. На макроуровне — это разработка идеи постиндустриального, информационного или основанного на знании общества. На микроуровне — это исследование поведения человека в группах и сообществах, социальный аспект поведения человека. В настоящее время большинство практиков менеджмента знаний считают, что знания существуют и растут главным образом в этих структурах, т. е. в коллективе. Создание социальной среды в университете, мотивирующей сотрудников и студентов на постоянный рост собственных знаний и постоянное развитие эффективности процессов получения и закрепления новых знаний, является необходимым условием процветания университета.
В философии и психологии. Почти с самого начала менеджмент знаний исследовал различие между скрытыми и явными знаниями, между «знать как» и «знать что». Это существенное различие
Психология вносит свой вклад в развитие менеджмента знаний, разрабатывая вопросы о том, как люди обучаются, забывают, игнорируют, действуют или отказываются от действия, и другие. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что менеджмент знаний рассматривает вопросы передачи знаний от доноров к реципиентам не механистически, а комплексно, в увязке с вопросами создания мотивации и условий передачи знаний. В университете одинаково важны эти вопросы как для первичных носителей знаний-сотрудников университета, так и для клиентов университета, в качестве которых выступают как внешние — студенты, так и внутренние — опять же сотрудники университета.