ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО
Когда мы начинали изучать культуру, то уже убедились в том, что разумное начало в человеке отличает его от животных и превращает в культурно-историческое существо. Но в еще большей степени неповторимо и уникально эстетическое чувство человека — основа той области жизни, которую объединяет понятие «искусство». Представления о прекрасном и безобразном, способность к художественному творчеству — это то, что на протяжении веков поддерживало человечество и возвышало его над природой.
Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах — живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном творчестве и др. Искусство является особым способом познания и отражения жизни, со своими законами и средствами. С его помощью, так же как и с помощью науки, человек пытается осмыслить, отразить и преобразовать окружающий мир. Оно дает человеку уникальные инструменты познания мира, которых не может предложить ни одна другая сфера деятельности. Очень точно 'эту черту искусства подметил Гёте. Он писал, что искусство «есть посредник того, чего нельзя высказать». Действительно, ведь только в искусстве человек может в полной мере реализовать свое чувственное отношение к окружающему миру.
В истории человеческого общества искусство возникло относительно рано, тогда, когда у человека начали формироваться первые понятия о себе и об окружающем мире и он одновременно почувствовал необходимость имитировать этот окружающий мир и выражать свои чувства. Большинство ученых считают, что первые формы искусства уходят корнями в первобытное общество и тесно связаны с магией. Так, многочисленные наскальные рисунки, изображающие животных, выполненные, кстати, с высоким мастерством, по мнению археологов, служили для магических охотничьих обрядов.
Искусство как особую область человеческой деятельности в первую очередь изучает наука эстетика (от греч. asthetikos — чувствующий, чувственный). Она исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в его различных разновидностях (поэзии, литературе, музыке, живописи и т. д.).
ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА
Для искусства как деятельности, связанной в первую очередь с человеческими чувствами, очень сложно найти какие-либо жесткие критерии и рамки. Однако с первого взгляда понятно, что это специфическая часть культуры, со своими закономерностями и особенностями. Постараемся в широком и многозначном понятии «искусство» выделить его наиболее существенные, отчетливо видимые черты.
Во-первых, как мы с вами уже выяснили, искусство прежде всего связано с чувствами и эмоциями. Для него характерно именно чувственное восприятие окружающего мира. С помощью искусства человек не выражает логику причин и научные законы в сухих формулах, понятных лишь небольшому кругу специалистов, а обращается через выразительные формы в первую очередь к чувствам и сердцу самого обычного человека. В то время как для науки ценны взвешенность, обоснованность и достоверность, для искусства необходимы искренность, эмоциональность и глубина переживаний. Не случайно французский писатель Стендаль говорил: «...Искусство живет страстями. Нужно почувствовать пожирающий огонь страстей, чтобы преуспевать в нем».
Во-вторых, искусство субъективно. Лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца. Фотоаппарат тоже способен воспринимать и отражать мир, но только фотохудожник может сделать фотографию произведением искусства, вложив в нее свой талант и свое видение мира. Ведь задача искусства не в том, чтобы «правильно» изображать окружающее, а в том, чтобы пробуждать в людях чувство прекрасного. Искусство не стремится к объективному отражению реальности. Как точно подметил выдающийся отечественный режиссер В. Э. Мейерхольд, «связь между искусством и реальностью та же, что между вином и виноградом». Даже понятия «вдохновение», «интуиция», «воодушевление», характеризующие творческий процесс художника, связаны в первую очередь с миром его индивидуальных переживаний.
Наряду с чувством и субъективностью важнейшим для понимания искусства является его образность. Именно создание художественного образа более всего отличает искусство от других видов человеческой деятельности. Многие специалисты считают, что образность искусства и есть его важнейшая характерная черта. Если для ученого средством познания мира являются теоретические построения и логические выводы, то для деятеля искусства таким инструментом оказывается именно художественный образ — рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности.
Чувства в их личном преломлении сами по себе не являются произведениями искусства, но лишь заключенные в рамки лаконичного и эстетически оформленного целого они становятся достойными художественного воплощения. Образ дает возможность художнику отдельными штрихами воссоздать в воображении зрителя или читателя впечатление целого. Причем оно будет окрашено как чувством самого художника, так и переживаниями зрителя, восстанавливающего образ на основе собственного опыта. Вслушайтесь в стихи замечательного поэта И. А. Бродского:
Всю ночь бесшумно, на один вершок,
растет трава. Стрекочет, как движок,
всю ночь кузнечик где-то в борозде.
Бредет рябина от звезды к звезде.
Для того чтобы изобразить июльскую ночь, поэту не потребовалось описывать пейзаж, освещенность и температуру воздуха. Достаточно оказалось нескольких деталей, чтобы читатель смог ощутить тишину и безмятежность летней деревенской ночи.
В отличие от науки, религии, морали искусство проявляет себя в законченных авторских произведениях. Если первые в значительной степени являются плодом долголетних коллективных усилий и со временем подвергаются переоценке ценностей, то произведения искусства создаются «раз и навсегда». Живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор. А поскольку они продолжают нести отпечаток личности создателя, связь с автором произведения искусства особенно важна. Зачастую как раз имя художника определяет ценность полотна независимо от его реальных достоинств. И даже весьма заурядные произведения общепризнанного гения оцениваются подчас весьма высоко. Именно на этом спекулируют те, кто подделывает полотна великих мастеров и создает фальшивые картины.
Насколько индивидуальным является создание произведений искусства, настолько же индивидуально и их восприятие. Известная поговорка: «На вкус и цвет товарищей нет» — как нельзя более подходит к искусству и далека от деятельности ученого. Произведения искусства всегда открыты для обсуждения и критики, каждый волен оценивать их в соответствии с собственными вкусами, убеждениями и предпочтениями. У каждого человека, поколения, народа существует свой собственный эстетический опыт, на основе которого и формируются суждения. Вы очень просто убедитесь в этом, если попробуете сравнить художественные вкусы молодежи и пожилых людей. И нельзя сказать, что у одних эти вкусы лучше, чем у других, просто их эстетические предпочтения формировались в совершенно разных условиях и за ними стоит совершенно разный жизненный опыт.
У искусства есть и свои особенности развития. Если научно-технический прогресс прямолинеен и движется от высшего к низшему, то в искусстве такой поступательности не существует. Нельзя сказать, что греческая скульптура ошибочна в сравнении с творчеством импрессионистов. Процессы в художественном творчестве напрямую не зависят от опытного знания и материальных потребностей общества. Очень часто в, казалось бы, неблагоприятных социальных условиях рождаются настоящие шедевры. Так, Россия крепостного права дала миру знаменитую русскую классическую литературу и музыку, а под гнетом сталинского режима создавали свои лучшие произведения А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, М. А. Булгаков и др.
Прогресс в науке, особенно в последнее время, характеризуется непрерывной переоценкой ценностей. То, что раньше представлялось незыблемым, с появлением новых исследований оказывается неверным. Художественные же шедевры остаются неподвластными времени, они сохраняют свою ценность и продолжают воздействовать на все новые и новые поколения. Египетским и древнегреческим скульптурам уже тысячи лет, но они все еще не перестают восхищать зрителей. В искусстве невозможно доказать ошибки предшественников, если их произведения действительно талантливы. Искусство, в отличие от науки, не преодолевает накопленное, оно лишь постоянно обогащает себя, бережно сохраняя в своей сокровищнице проверенные временем подлинные шедевры.
Но вместе с этим для искусства характерны общие для любой области культуры принципы развития. Искусство точно так же рождается в горниле борьбы традиций и новаторства, через противостояние школ, течений и направлений. Вспомните историю русских передвижников, принесших бессмертную славу отечественной живописной школе. Ведь их движение возникло как противодействие утвердившейся в то время академической живописи. Точно так же искусство участвует и в расширяющемся диалоге культур. В результате межнационального общения появилось, например, такое музыкальное явление, как джаз, показавшее плодотворность афроамериканской культуры. Подумайте сами, и вы сможете вспомнить массу примеров, подтверждающих тот неоспоримый факт, что культура в наше время переживает процесс интернационализации.
ВИДЫ ИСКУССТВА
Искусство проявляет себя в огромном разнообразии отдельных видов художественного творчества. Причем их количество со временем лишь увеличивается. Как только человечество изобретает новые технические средства, они вскоре пополняют собой арсенал искусств, становясь причиной появления все новых его форм и видов. Так человек прошел путь от наскальных рисунков и несложных музыкальных инструментов до кинематографа со всеми его спецэффектами и электронных музыкальных агрегатов.
В качестве отдельных видов искусства мы имеем дело с литературой, живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино и т. д. Их различают в зависимости от того, какими средствами и способами создается художественный образ. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством слова, в живописи — через зрительные образы, в скульптуре — через объемно-пространственные формы, в музыке — через звукоинтонации и т. д.
Множество разнообразных видов искусства объединяют в отдельные группы на основе различных критериев. Многие ученые выделяют пространственные и временные виды. Произведения пространственных искусств (живопись, скульптура, архитектура и др.) занимают определенную часть пространства, не меняются во времени и не находятся в движении. Произведения же временных искусств (литература, музыка, театр и др.), напротив, меняются на протяжении того времени, пока ими наслаждается зритель или слушатель. В театре развивается сюжет пьесы, меняются декорации и мизансцены, в музыке одна тема сменяет другую, в литературном произведении перед мысленным взором читателя проходят события и персонажи, придуманные автором.
Однако это далеко не единственный способ классифицировать виды искусства. Их делят и с точки зрения участия языка или речи как средства художественного самовыражения на речевые и изобразительные. Кроме того, виды искусства можно подразделять в зависимости от того, какой способ восприятия преобладает в процессе их создания и потребления. В соответствии с этим их делят на зрительные и слуховые.
Конечно же, подобные классификации достаточно условны, поскольку в их рамки укладываются далеко не все виды искусства. Так, театр впитал в себя литературу, актерское мастерство, живопись и музыку, его действие разворачивается в пространстве и времени, он пользуется речевыми и изобразительными средствами, в его восприятии задействованы и зрение и слух. А каким образом можно классифицировать, скажем, балет, цирк, дизайн или моду?
Искусства, которые стремятся объединить в себе достижения других видов, часто называют синтетическими. Их количество стремительно растет вместе с развитием техники. Достаточно назвать такие сравнительно молодые виды искусства, как фотография, кино и мультипликация, как станет понятным плодотворное влияние техники на развитие искусств. Это содружество становится причиной рождения совершенно новых видов художественного творчества, стремящихся совместить в себе, казалось бы, мало подходящие друг другу вещи. Например, в начале XX в. русским композитором А. Н. Скрябиным была предпринята попытка создать органический синтез мелодии и свето-цветовых эффектов, когда музыкальной гамме соответствует определенная гамма цветов. Было создано специальное оптофоническое пианино, которое вместе со звуком выдавало на экран определенную цветовую форму. Эта идея получила признание уже после Второй мировой войны и теперь известна под названием светомузыки.
Кроме многочисленных видов, искусство существует в огромном разнообразии направлений, течений и стилей, которые формируют исторически сложившиеся общие художественные признаки в том или ином виде искусства или в нескольких видах одновременно. Многие исторические направления искусства вы уже знаете из курсов истории и литературы — это романский и готический стили, барокко, классицизм, романтизм, реализм и т. д. В современном мире, в отличие от того, как это было раньше, нет одного главенствующего стиля или направления в искусстве. Существует конгломерат самых различных течений, переплетающихся и спорящих друг с другом,— модернизм, экспрессионизм, авангардизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм и т. п. Различие их в том, насколько приближенные к реальности образы они используют для передачи собственного видения мира. Например, в живописи эти отношения с действительностью простираются от фотографически точных изображений до совершенно условных комбинаций геометрических фигур. Подобная ситуация в искусстве дает возможность художнику наиболее полно и разнообразно выразить себя и является показателем свободы художественного творчества.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Искусство, безусловно, одно из самых демократических явлений в культуре. Оно действует на чувства людей независимо от их социальной и национальной принадлежности. Оно не признает деления между людьми, его магия околдовывает всякого, кто готов понять произведения искусства. Но, будучи общедоступным, оно требует от человека определенного умения, мастерства восприятия прекрасного — эстетической культуры. Понимание красоты и гармонии в искусстве не дается человеку с рождения. Эти чувства в себе необходимо воспитать. Поэтому художественное воспитание и образование должны быть составной частью сформировавшейся личности, способной понять достоинства художественного произведения. Только при этом условии человек может в полной мере прикоснуться к высотам подлинного искусства и ощутить наслаждение прекрасным. Только тогда он сможет почувствовать на себе его силу, делающую человека добрее, терпимее, лучше.
ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Как и чем живет Россия сегодня? Какие задачи сейчас стоят перед отечественной культурой?
Для того чтобы попытаться ответить на эти вопросы, сначала нужно вспомнить, что духовная жизнь России всегда отличалась своеобразием, некоторые из причин которого существовали и сто, и двести лет назад. Существуют они и сейчас. На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав ее населения со своими историческими и религиозными традициями. На громадной неравномерно заселенной территории государству всегда принадлежала особая роль, а культурные процессы тяготели к государственным центрам. Ситуация зачастую характеризовалась разрывом между консервативным социальным устройством и передовыми достижениями в области культуры.
Кроме этого, на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток радикальные преобразования в российском обществе, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. Жесткий контроль за духовной жизнью общества в Советском государстве породил ситуацию раздвоения культуры. На ее полюсах находились официозная, диктуемая обществу сверху культура и полулегальная культура противостояния, андерграунд советского общества. Именно в последней области происходили неподконтрольные государству культурные процессы, развивались диссидентская литература и публицистика, тиражируемые в самиздате, искусство, не допущенное в выставочные залы, музыка, изгнанная со сцен и концертных площадок. Вспомните хотя бы имена А. И. Солженицына и А. Шнитке, В. С. Высоцкого и М. Шагала, А. Д. Сахарова и И. А. Бродского.
Брешь в идеологическом контроле государства пробили технические достижения. К началу 1970-х гг. бытовая радиоэлектроника стала доступна большинству семей, коренным образом изменив систему распространения и потребления духовных ценностей. Возможность копировать в домашних условиях аудио- и видеопродукцию привела к появлению «кассетной» бесцензурной культуры, поскольку отбор и тиражирование записей зависели только от личных интересов каждого человека. Именно таким путем формировалась независимость духовной жизни в СССР.
Перестройка и последующие реформы полностью изменили всю структуру духовной жизни России. Эти непростые процессы имели как положительные, так и отрицательные итоги.
Естественно, что вместе с либерализацией всех сторон жизни общество получило свободу самовыражения и в сфере культуры. Появилась возможность активного диалога с культурами других стран. Запрещенные цензурой и неизвестные до сих пор явления мирового искусства стали общедоступными. Раскрылись двери спецхранов, и общество получило доступ к сокровищнице отечественной культуры без каких-либо цензурных изъятий. Стало доступным и творчество наших соотечественников, оказавшихся по тем или иным причинам в эмиграции. Общекультурным достоянием оказались работы таких мыслителей, писателей и поэтов, как Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, С. Н. Булгаков, В. В. Набоков и т. д. С падением «железного занавеса» стало возможным свободно представить и свои культурные достижения на суд мировой общественности. Исчезли идеологические факторы, ограничивающие творчество. Художник получил возможность свободного самовыражения, а потребитель — свободу выбора.
Из подполья культура хлынула на рынок. И именно здесь ее поджидали основные проблемы. Культура стала заложницей рыночных отношений, вынужденной отвечать запросам публики и приносить при этом прибыль, т. е. быть самоокупаемой. В России начала развиваться массовая культура, которой в СССР фактически не было. (Вспомните, что основная задача массовой культуры — получение прибыли.) В этой ситуации российский рынок заняла продукция западной индустрии развлечений. В кинотеатрах, на телеэкранах, на прилавках книжных магазинов в огромном количестве появились ее образцы. Стандарты американской и в меньшей степени европейской массовой культуры очень быстро стали определяющими. Интерес к достижениям отечественной культуры заметно спал.
Рыночные отношения подкосили и сильную своими историческими традициями российскую интеллигенцию. В связи с ухудшением экономического положения этой социальной группы она перестала быть платежеспособным потребителем на рынке культуры. Ведь, скажем, книги авторов элитарной литературы имеет смысл издавать, когда есть люди, готовые их покупать. Коммерциализация культуры затруднила доступ к читателям и зрителям произведений массы молодых талантливых писателей, художников и режиссеров.
В условиях обострившихся экономических проблем государство ослабило поддержку сферы культуры. Бюджетное финансирование этой области все еще продолжает подчиняться остаточному принципу. Новые социальные условия заставили менять культурную инфраструктуру, т. е. все то, что обеспечивает нормальное функционирование культуры. В результате оказались нарушенными система управления культурой, способы материальной поддержки и регулирования, закрылась масса культурных учреждений, были свернуты многие исследовательские проекты фундаментальной науки. Каналы, по которым культурная продукция приходила к потребителю, в большинстве своем разрушились.
В этой ситуации более всего пострадала духовная жизнь провинции и села. Для местных бюджетов оказалось невозможным содержать дома и дворцы культуры, кинотеатры библиотеки, творческие самодеятельные коллективы, клубы, местные музеи, организовывать выездные спектакли и выступления артистов. Культурная жизнь в еще большей степени, чем раньше, сконцентрировалась в Москве и крупных городах. Для остального населения основным источником получения культурных благ стало телевидение.
В ситуации, когда общество утратило свои привычные ориентиры, взгляд многих людей обратился к традиционным ценностям религиозных верований. За последние годы существенно выросли авторитет и влияние церкви, значительно увеличилось количество верующих. Для многих религия стала опорой в повседневной жизни. Церковь с успехом влилась в сферу духовной культуры страны, став элементом стабильности и нравственного порядка.
Как мы с вами смогли убедиться, духовная жизнь России за последние годы претерпела колоссальные изменения и приобрела в результате массу проблем. Однако их все-таки не стоит считать признаками деградации и полного разрушения культуры, они являются вполне естественными для любого общества переходного периода. Перемены культурных ориентиров просто не могут происходить безболезненно. Но вместе с тем они ставят перед российским обществом определенные задачи, от решения которых зависит духовно-нравственная атмосфера в нашей стране.
В первую очередь необходима поддержка материальной основы культуры — ее инфраструктура, налаженное управление, регулирование и финансирование. Такая инфраструктура должна удовлетворять запросам рынка и учитывать высокие духовные традиции России. Решение этой задачи позволит смягчить острое противоречие между необходимостью широкого заимствования мирового опыта и сохранением самобытности собственной культуры. Широкая открытость общества облегчает усвоение новейших достижений внешнего мира, однако оборотной стороной такой открытости становится чрезмерное имитаторство, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое копирование образцов западной культуры без должной адаптации к отечественным культурным традициям оборачивается не только духовным, но и социальным разладом. Происходящие при этом утраты не возмещаются частичными или поверхностными обретениями.
Укрепление и обновление системы образования, восстановление средств и способов привлечения масс к культурным процессам — все это позволит поднять общий уровень культуры. Поддержка отечественного искусства,
развитие научных исследований будут способствовать созданию прочного фундамента культурных традиций будущего. Воспитание толерантности наряду с поддержкой национальных духовных традиций даст возможность сгладить противоречия и трудности формирования основ культуры нового общества.
Воспроизводство духовной деятельности обеспечивается системой образования, научными учреждениями, церковными институтами, структурами СМИ, творческими организациями и т. д. Для их нормального функционирования, безусловно, необходима серьезная государственная поддержка. Но вместе с тем культура в значительной степени создается в духовном пространстве личности. И именно поэтому каждый человек должен ясно сознавать, что культура — это и его личное дело, проблема его собственного духовного уровня. Без понимания этой ответственности любые попытки совершенствовать духовную жизнь общества навсегда останутся бессмысленными.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1.Любить искусство абстрактно нельзя. Его нужно знать и понимать. Оно требует от человека регулярного чтения, посещения музеев, театров, выставок, концертов.
2.Помните, что в наше время искусство доступно каждому. Даже если вы живете далеко от Москвы или Петербурга, у вас всегда есть возможность создавать свои личные библиотеки, фоно- и видеотеки. Очень много свежей культурной информации несет и телевидение, стоит только внимательно изучить телевизионную программу.
3.Произведения искусства станут гораздо доступнее вашему пониманию, если вы попытаетесь овладеть основами хотя бы одного из его видов. Работу художника намного проще понять, если вы почувствуете себя на его месте.