ГЛАВНАЯ
      РЕПЕТИТОРЫ
       ГОТОВЫЕ РАБОТЫ
       ПРАЙС-ЛИСТ
         КОНТАКТЫ
 
Главная || Мой профиль | Выход
Заказать работу просто. Заполните форму заказа в разделе "Сделать заказ". В течение 24 часов или ранее, вам будет дан ответ по стоимости и срокам. Спасибо что посетили наш сайт!
Главное МЕНЮ



НОВОЕ поступление

Нам ВАЖЕН ваш ответ:


Главная » Искусство и духовная жизнь



ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО

Когда мы начинали изучать культуру, то уже убеди­лись в том, что разумное начало в человеке отличает его от животных и превращает в культурно-историческое сущест­во. Но в еще большей степени неповторимо и уникально эс­тетическое чувство человека — основа той области жизни, которую объединяет понятие «искусство». Представления о прекрасном и безобразном, способность к художественно­му творчеству — это то, что на протяжении веков поддер­живало человечество и возвышало его над природой.

Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах — живописи, архитектуре, скульптуре, литера­туре, музыке, танцах, театральных постановках, кино­фильмах, декоративно-прикладном творчестве и др. Искус­ство является особым способом познания и отражения жиз­ни, со своими законами и средствами. С его помощью, так же как и с помощью науки, человек пытается осмыслить, отразить и преобразовать окружающий мир. Оно дает че­ловеку уникальные инструменты познания мира, которых не может предложить ни одна другая сфера деятельности. Очень точно 'эту черту искусства подметил Гёте. Он писал, что искусство «есть посредник того, чего нельзя выска­зать». Действительно, ведь только в искусстве человек мо­жет в полной мере реализовать свое чувственное отноше­ние к окружающему миру.

В истории человеческого общества искусство возникло относительно рано, тогда, когда у человека начали форми­роваться первые понятия о себе и об окружающем мире и он одновременно почувствовал необходимость имитировать этот окружающий мир и выражать свои чувства. Большин­ство ученых считают, что первые формы искусства уходят корнями в первобытное общество и тесно связаны с маги­ей. Так, многочисленные наскальные рисунки, изображаю­щие животных, выполненные, кстати, с высоким мастерст­вом, по мнению археологов, служили для магических охот­ничьих обрядов.

Искусство как особую область человеческой деятельно­сти в первую очередь изучает наука эстетика (от греч. asthetikos — чувствующий, чувственный). Она исследует сущность и формы прекрасного в художественном творче­стве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в его различных разновидностях (поэзии, литературе, музы­ке, живописи и т. д.).

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА

Для искусства как деятельности, связанной в первую очередь с человеческими чувствами, очень сложно найти какие-либо жесткие критерии и рамки. Однако с первого взгляда понятно, что это специфическая часть культуры, со своими закономерностями и особенностями. Постараемся в широком и многозначном понятии «искусство» выделить его наиболее существенные, отчетливо видимые черты.

Во-первых, как мы с вами уже выяснили, искусство прежде всего связано с чувствами и эмоциями. Для него характерно именно чувственное восприятие окружающего мира. С помощью искусства человек не выражает логику причин и научные законы в сухих формулах, понятных лишь небольшому кругу специалистов, а обращается через выразительные формы в первую очередь к чувствам и серд­цу самого обычного человека. В то время как для науки ценны взвешенность, обоснованность и достоверность, для искусства необходимы искренность, эмоциональность и глубина переживаний. Не случайно французский писатель Стендаль говорил: «...Искусство живет страстями. Нужно почувствовать пожирающий огонь страстей, чтобы преуспе­вать в нем».

Во-вторых, искусство субъективно. Лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца. Фотоаппарат тоже спо­собен воспринимать и отражать мир, но только фотохудожник может сделать фотографию произведением искусства, вложив в нее свой талант и свое видение мира. Ведь зада­ча искусства не в том, чтобы «правильно» изображать ок­ружающее, а в том, чтобы пробуждать в людях чувство прекрасного. Искусство не стремится к объективному отра­жению реальности. Как точно подметил выдающийся оте­чественный режиссер В. Э. Мейерхольд, «связь между искусством и реальностью та же, что между вином и вино­градом». Даже понятия «вдохновение», «интуиция», «во­одушевление», характеризующие творческий процесс ху­дожника, связаны в первую очередь с миром его индиви­дуальных переживаний.

Наряду с чувством и субъективностью важнейшим для понимания искусства является его образность. Именно со­здание художественного образа более всего отличает искус­ство от других видов человеческой деятельности. Многие специалисты считают, что образность искусства и есть его важнейшая характерная черта. Если для ученого средством познания мира являются теоретические построения и логи­ческие выводы, то для деятеля искусства таким инструмен­том оказывается именно художественный образ — рожден­ное воображением художника индивидуальное восприятие действительности.

Чувства в их личном преломлении сами по себе не яв­ляются произведениями искусства, но лишь заключенные в рамки лаконичного и эстетически оформленного целого они становятся достойными художественного воплощения. Образ дает возможность художнику отдельными штрихами воссоздать в воображении зрителя или читателя впечатле­ние целого. Причем оно будет окрашено как чувством са­мого художника, так и переживаниями зрителя, восстанав­ливающего образ на основе собственного опыта. Вслушай­тесь в стихи замечательного поэта И. А. Бродского:   

Всю ночь бесшумно, на один вершок,

растет трава. Стрекочет, как движок,

всю ночь кузнечик где-то в борозде.

Бредет рябина от звезды к звезде.

Для того чтобы изобразить июльскую ночь, поэту не потребовалось описывать пейзаж, освещенность и темпера­туру воздуха. Достаточно оказалось нескольких деталей, чтобы читатель смог ощутить тишину и безмятежность лет­ней деревенской ночи.

В отличие от науки, религии, морали искусство прояв­ляет себя в законченных авторских произведениях. Если первые в значительной степени являются плодом долголет­них коллективных усилий и со временем подвергаются пере­оценке ценностей, то произведения искусства создаются «раз и навсегда». Живописные полотна, скульптуры, литератур­ные произведения на века остаются такими, какими их пред­ставил на суд публики автор. А поскольку они продолжают нести отпечаток личности создателя, связь с автором произ­ведения искусства особенно важна. Зачастую как раз имя ху­дожника определяет ценность полотна независимо от его ре­альных достоинств. И даже весьма заурядные произведения общепризнанного гения оцениваются подчас весьма высоко. Именно на этом спекулируют те, кто подделывает полотна великих мастеров и создает фальшивые картины.

Насколько индивидуальным является создание произ­ведений искусства, настолько же индивидуально и их вос­приятие. Известная поговорка: «На вкус и цвет товарищей нет» — как нельзя более подходит к искусству и далека от деятельности ученого. Произведения искусства всегда от­крыты для обсуждения и критики, каждый волен оцени­вать их в соответствии с собственными вкусами, убеждени­ями и предпочтениями. У каждого человека, поколения, народа существует свой собственный эстетический опыт, на основе которого и формируются суждения. Вы очень просто убедитесь в этом, если попробуете сравнить художе­ственные вкусы молодежи и пожилых людей. И нельзя сказать, что у одних эти вкусы лучше, чем у других, про­сто их эстетические предпочтения формировались в совер­шенно разных условиях и за ними стоит совершенно раз­ный жизненный опыт.

У искусства есть и свои особенности развития. Если научно-технический прогресс прямолинеен и движется от высшего к низшему, то в искусстве такой поступательнос­ти не существует. Нельзя сказать, что греческая скульпту­ра ошибочна в сравнении с творчеством импрессионистов. Процессы в художественном творчестве напрямую не зави­сят от опытного знания и материальных потребностей об­щества. Очень часто в, казалось бы, неблагоприятных социальных условиях рождаются настоящие шедевры. Так, Россия крепостного права дала миру знаменитую русскую классическую литературу и музыку, а под гнетом сталин­ского режима создавали свои лучшие произведения А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак,  М. А. Булгаков и др.

Прогресс в науке, особенно в последнее время, харак­теризуется непрерывной переоценкой ценностей. То, что раньше представлялось незыблемым, с появлением новых исследований оказывается неверным.   Художественные  же шедевры остаются неподвластными времени, они сохраня­ют свою ценность и продолжают воздействовать на все но­вые и новые поколения. Египетским и древнегреческим скульптурам уже тысячи лет, но они все еще не перестают восхищать зрителей. В искусстве невозможно доказать ошибки предшественников, если их произведения действи­тельно талантливы. Искусство, в отличие от науки, не пре­одолевает накопленное, оно лишь постоянно обогащает се­бя, бережно сохраняя в своей сокровищнице проверенные временем подлинные шедевры.

Но вместе с этим для искусства характерны общие для любой области культуры принципы развития. Искусство точно так же рождается в горниле борьбы традиций и но­ваторства, через противостояние школ, течений и направ­лений. Вспомните историю русских передвижников, при­несших бессмертную славу отечественной живописной шко­ле. Ведь их движение возникло как противодействие утвердившейся в то время академической живописи. Точ­но так же искусство участвует и в расширяющемся диало­ге культур. В результате межнационального общения по­явилось, например, такое музыкальное явление, как джаз, показавшее плодотворность афроамериканской культуры. Подумайте сами, и вы сможете вспомнить массу примеров, подтверждающих тот неоспоримый факт, что культура в наше время переживает процесс интернационализации.

ВИДЫ ИСКУССТВА

Искусство проявляет себя в огромном разнообразии отдельных видов художественного творчества. Причем их количество со временем лишь увеличивается. Как только человечество изобретает новые технические средства, они вскоре пополняют собой арсенал искусств, становясь при­чиной появления все новых его форм и видов. Так человек прошел путь от наскальных рисунков и несложных музы­кальных инструментов до кинематографа со всеми его спецэффектами и электронных музыкальных агрегатов.

В качестве отдельных видов искусства мы имеем дело с литературой, живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино и т. д. Их различают в зависимо­сти от того, какими средствами и способами создается ху­дожественный образ. Так, например, в литературе эстети­ческое осознание действительности осуществляется посред­ством слова, в живописи — через зрительные образы, в скульптуре — через объемно-пространственные формы, в музыке — через звукоинтонации и т. д.

Множество разнообразных видов искусства объединя­ют в отдельные группы на основе различных критериев. Многие ученые выделяют пространственные и временные виды. Произведения пространственных искусств (живо­пись, скульптура, архитектура и др.) занимают определен­ную часть пространства, не меняются во времени и не на­ходятся в движении. Произведения же временных ис­кусств (литература, музыка, театр и др.), напротив, меняются на протяжении того времени, пока ими наслаж­дается зритель или слушатель. В театре развивается сюжет пьесы, меняются декорации и мизансцены, в музыке одна тема сменяет другую, в литературном произведении перед мысленным взором читателя проходят события и персона­жи, придуманные автором.

Однако это далеко не единственный способ классифи­цировать виды искусства. Их делят и с точки зрения уча­стия языка или речи как средства художественного само­выражения на речевые и изобразительные. Кроме того, ви­ды искусства можно подразделять в зависимости от того, какой способ восприятия преобладает в процессе их созда­ния и потребления. В соответствии с этим их делят на зри­тельные и слуховые.

Конечно же, подобные классификации достаточно условны, поскольку в их рамки укладываются далеко не все виды искусства. Так, театр впитал в себя литературу, актер­ское мастерство, живопись и музыку, его действие развора­чивается в пространстве и времени, он пользуется речевыми и изобразительными средствами, в его восприятии задейст­вованы и зрение и слух. А каким образом можно классифи­цировать, скажем, балет, цирк, дизайн или моду?

Искусства, которые стремятся объединить в себе до­стижения других видов, часто называют синтетическими. Их количество стремительно растет вместе с развитием тех­ники. Достаточно назвать такие сравнительно молодые ви­ды искусства, как фотография, кино и мультипликация, как станет понятным плодотворное влияние техники на развитие искусств. Это содружество становится причиной рождения совершенно новых видов художественного твор­чества, стремящихся совместить в себе, казалось бы, мало подходящие друг другу вещи. Например, в начале XX в. русским композитором А. Н. Скрябиным была предприня­та попытка создать органический синтез мелодии и свето-цветовых эффектов, когда музыкальной гамме соответству­ет определенная гамма цветов. Было создано специальное оптофоническое пианино, которое вместе со звуком выда­вало на экран определенную цветовую форму. Эта идея по­лучила признание уже после Второй мировой войны и те­перь известна под названием светомузыки.

Кроме многочисленных видов, искусство существует в огромном  разнообразии направлений,  течений  и стилей, которые формируют исторически сложившиеся общие ху­дожественные признаки в том или ином виде искусства или в нескольких видах одновременно. Многие исторические направления искусства вы уже знаете из курсов исто­рии и литературы — это романский и готический стили, барокко, классицизм, романтизм, реализм и т. д. В совре­менном мире, в отличие от того, как это было раньше, нет одного главенствующего стиля или направления в искус­стве. Существует конгломерат самых различных течений, переплетающихся и спорящих друг с другом,— модернизм, экспрессионизм, авангардизм, абстракционизм, сюрреа­лизм, постмодернизм и т. п. Различие их в том, насколь­ко приближенные к реальности образы они используют для передачи собственного видения мира. Например, в живопи­си эти отношения с действительностью простираются от фотографически точных изображений до совершенно услов­ных комбинаций геометрических фигур. Подобная ситуа­ция в искусстве дает возможность художнику наиболее полно и разнообразно выразить себя и является показате­лем свободы художественного творчества.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Искусство, безусловно, одно из самых демократичес­ких явлений в культуре. Оно действует на чувства людей независимо от их социальной и национальной принадлеж­ности. Оно не признает деления между людьми, его магия околдовывает всякого, кто готов понять произведения ис­кусства. Но, будучи общедоступным, оно требует от чело­века определенного умения, мастерства восприятия пре­красного — эстетической культуры. Понимание красоты и гармонии в искусстве не дается человеку с рождения. Эти чувства в себе необходимо воспитать. Поэтому художе­ственное воспитание и образование должны быть составной частью сформировавшейся личности, способной понять до­стоинства художественного произведения. Только при этом условии человек может в полной мере прикоснуться к вы­сотам подлинного искусства и ощутить наслаждение пре­красным. Только тогда он сможет почувствовать на себе его силу, делающую человека добрее, терпимее, лучше.

ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Как и чем живет Россия сегодня? Какие задачи сей­час стоят перед отечественной культурой?

Для того чтобы попытаться ответить на эти вопросы, сначала нужно вспомнить, что духовная жизнь России всегда отличалась своеобразием, некоторые из причин которо­го существовали и сто, и двести лет назад. Существуют они и сейчас. На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав ее насе­ления со своими историческими и религиозными традици­ями. На громадной неравномерно заселенной территории государству всегда принадлежала особая роль, а культур­ные процессы тяготели к государственным центрам. Ситу­ация зачастую характеризовалась разрывом между консер­вативным социальным устройством и передовыми достиже­ниями в области культуры.

Кроме этого, на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток ра­дикальные преобразования в российском обществе, кото­рые привели к основательным изменениям в экономиче­ском, политическом, социальном и культурном плане. Жест­кий контроль за духовной жизнью общества в Советском государстве породил ситуацию раздвоения культуры. На ее полюсах находились официозная, диктуемая обществу сверху культура и полулегальная культура противостоя­ния, андерграунд советского общества. Именно в последней области происходили неподконтрольные государству куль­турные процессы, развивались диссидентская литература и публицистика, тиражируемые в самиздате, искусство, не допущенное в выставочные залы, музыка, изгнанная со сцен и концертных площадок. Вспомните хотя бы имена А. И. Солженицына и А. Шнитке, В. С. Высоцкого и М. Ша­гала, А. Д. Сахарова и И. А. Бродского.

Брешь в идеологическом контроле государства проби­ли технические достижения. К началу 1970-х гг. бытовая радиоэлектроника стала доступна большинству семей, ко­ренным образом изменив систему распространения и по­требления духовных ценностей. Возможность копировать в домашних условиях аудио- и видеопродукцию привела к появлению «кассетной» бесцензурной культуры, поскольку отбор и тиражирование записей зависели только от личных интересов каждого человека. Именно таким путем форми­ровалась независимость духовной жизни в СССР.

Перестройка и последующие реформы полностью из­менили всю структуру духовной жизни России. Эти непро­стые процессы имели как положительные, так и отрица­тельные итоги.

Естественно, что вместе с либерализацией всех сторон жизни общество получило свободу самовыражения и в сфе­ре культуры. Появилась возможность активного диалога с культурами других стран. Запрещенные цензурой и не­известные до сих пор явления мирового искусства стали общедоступными. Раскрылись двери спецхранов, и общество получило доступ к сокровищнице отечественной культу­ры без каких-либо цензурных изъятий. Стало доступным и творчество наших соотечественников, оказавшихся по тем или иным причинам в эмиграции. Общекультурным достоянием оказались работы таких мыслителей, писате­лей и поэтов, как Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, С. Н. Бул­гаков, В. В. Набоков и т. д. С падением «железного занаве­са» стало возможным свободно представить и свои культур­ные достижения на суд мировой общественности. Исчезли идеологические факторы, ограничивающие творчество. Ху­дожник получил возможность свободного самовыражения, а потребитель — свободу выбора.

Из подполья культура хлынула на рынок. И именно здесь ее поджидали основные проблемы. Культура стала за­ложницей рыночных отношений, вынужденной отвечать запросам публики и приносить при этом прибыль, т. е. быть самоокупаемой. В России начала развиваться массовая культура, которой в СССР фактически не было. (Вспомни­те, что основная задача массовой культуры — получение прибыли.) В этой ситуации российский рынок заняла про­дукция западной индустрии развлечений. В кинотеатрах, на телеэкранах, на прилавках книжных магазинов в огром­ном количестве появились ее образцы. Стандарты амери­канской и в меньшей степени европейской массовой культуры очень быстро стали определяющими. Интерес к достижениям отечественной культуры заметно спал.

Рыночные отношения подкосили и сильную своими историческими традициями российскую интеллигенцию. В связи с ухудшением экономического положения этой соци­альной группы она перестала быть платежеспособным по­требителем на рынке культуры. Ведь, скажем, книги авто­ров элитарной литературы имеет смысл издавать, когда есть люди, готовые их покупать. Коммерциализация куль­туры затруднила доступ к читателям и зрителям произве­дений массы молодых талантливых писателей, художников и режиссеров.

В условиях обострившихся экономических проблем го­сударство ослабило поддержку сферы культуры. Бюджетное финансирование этой области все еще продолжает подчи­няться остаточному принципу. Новые социальные условия заставили менять культурную инфраструктуру, т. е. все то, что обеспечивает нормальное функционирование культуры. В результате оказались нарушенными система управления культурой, способы материальной поддержки и регулирова­ния, закрылась масса культурных учреждений, были свер­нуты многие исследовательские проекты фундаментальной науки. Каналы, по которым культурная продукция прихо­дила к  потребителю,   в большинстве  своем  разрушились.

В этой ситуации более всего пострадала духовная жизнь провинции и села. Для местных бюджетов оказалось невоз­можным содержать дома и дворцы культуры, кинотеатры библиотеки, творческие самодеятельные коллективы, клу­бы, местные музеи, организовывать выездные спектакли и выступления артистов. Культурная жизнь в еще большей степени, чем раньше, сконцентрировалась в Москве и круп­ных городах. Для остального населения основным источни­ком получения культурных благ стало телевидение.

В ситуации, когда общество утратило свои привычные ориентиры, взгляд многих людей обратился к традицион­ным ценностям религиозных верований. За последние годы существенно выросли авторитет и влияние церкви, значи­тельно увеличилось количество верующих. Для многих религия стала опорой в повседневной жизни. Церковь с успехом влилась в сферу духовной культуры страны, став элементом стабильности и нравственного порядка.

Как мы с вами смогли убедиться, духовная жизнь Рос­сии за последние годы претерпела колоссальные изменения и приобрела в результате массу проблем. Однако их все-таки не стоит считать признаками деградации и полного раз­рушения культуры, они являются вполне естественными для любого общества переходного периода. Перемены куль­турных ориентиров просто не могут происходить безболез­ненно. Но вместе с тем они ставят перед российским обществом определенные задачи, от решения которых зависит духовно-нравственная атмосфера в нашей стране.

В  первую очередь необходима поддержка материальной основы   культуры — ее   инфраструктура,  налаженное управление,   регулирование и финансирование.   Такая  ин­фраструктура    должна     удовлетворять    запросам    рынка и учитывать высокие духовные традиции России. Решение этой задачи позволит смягчить острое противоречие между необходимостью широкого заимствования мирового опыта и сохранением самобытности собственной культуры. Широкая открытость общества облегчает усвоение новейших до­стижений  внешнего мира, однако оборотной стороной  та­кой открытости становится чрезмерное имитаторство,  что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое копирование образцов западной культуры без должной  адаптации   к отечественным   культурным  традициям оборачивается не только духовным, но и социальным разладом. Происходящие при этом утраты не возмещаются ча­стичными или поверхностными обретениями.

Укрепление и обновление  системы образования,  восстановление средств и способов привлечения масс к культурным   процессам — все   это   позволит   поднять   общий уровень культуры.   Поддержка отечественного искусства,

развитие научных исследований будут способствовать со­зданию прочного фундамента культурных традиций буду­щего. Воспитание толерантности наряду с поддержкой на­циональных духовных традиций даст возможность сгла­дить противоречия и трудности формирования основ культуры нового общества.

Воспроизводство духовной деятельности обеспечивает­ся системой образования, научными учреждениями, цер­ковными институтами, структурами СМИ, творческими ор­ганизациями и т. д. Для их нормального функционирова­ния, безусловно, необходима серьезная государственная поддержка. Но вместе с тем культура в значительной сте­пени создается в духовном пространстве личности. И имен­но поэтому каждый человек должен ясно сознавать, что культура — это и его личное дело, проблема его собствен­ного духовного уровня. Без понимания этой ответственно­сти любые попытки совершенствовать духовную жизнь об­щества навсегда останутся бессмысленными.

ПРАКТИЧЕСКИЕ   ВЫВОДЫ

1.Любить искусство абстрактно нельзя. Его нужно знать и понимать. Оно требует от человека регулярного чте­ния, посещения музеев, театров, выставок, концертов.

2.Помните, что в наше время искусство доступно каждо­му. Даже если вы живете далеко от Москвы или Петербурга, у вас всегда есть возможность создавать свои личные библиотеки, фоно- и видеотеки. Очень мно­го свежей культурной информации несет и телевидение, стоит только внимательно изучить телевизионную про­грамму.

3.Произведения искусства станут гораздо доступнее ва­шему пониманию, если вы попытаетесь овладеть осно­вами хотя бы одного из его видов. Работу художника на­много проще понять, если вы почувствуете себя на его месте.




 




 
 
ЧЕЛНЫ-ДИПЛОМ.РУ - профессиональная помощь в учебе. Дипломы, курсовые, контрольные, рефераты
             обмен ссылками,
             карта сайта
 
У нас заказывают студенты из городов:
Дипломы и курсовые работы на заказ, рефераты на заказ, тесты на заказ, индекс