Формирование заказа
Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.
Государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный органом государственной власти или местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики ведут реестры закупок.
Государственный и муниципальный контракты размещаются, как правило, на конкурсной основе.
Государственный или муниципальный контракт заключается на конкурсной основе путем проведения открытых или закрытых торгов, запроса котировок (цен) либо без проведения торгов, то есть не на конкурсной основе.
Государственный или муниципальный заказчик заключает государственный или муниципальный контракт путем проведения открытых торгов, как наиболее предпочтительного способа, в порядке, установленном гражданским законодательством РФ и другими нормативно-правовыми актами.
Государственный оборонный заказ
Рассмотрим принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа.
Государственным заказчиком вооружения и военной техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по их разработке, а также по созданию новых технологий производства вооружения и военной техники в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации является федеральный орган исполнитель¬ной власти, имеющий в своем составе войска и вооруженные формирования.
Головным исполнителем оборонного заказа выступает организация, заключившая государственный контракт с государственным заказчиком на поставки продукции, работ, услуг по оборонному заказу и оформляющая договоры с исполнителями оборонного заказа на поставки продукции, работ, услуг. Исполнитель оборонного заказа — это организация, участвующая в выполнении оборонного заказа на основе контракта с государственным заказчиком или головным исполнителем.
Оборонный заказ содержит:
1) перечень и количество подлежащей поставкам продукции, работ, услуг и сроки ее поставок;2) прогнозируемую стоимость оборонного заказа в целом, а также по его разделам и отдельным этапам реализации; 3) перечень государственных заказчиков; 4) перечень предполагаемых головных исполнителей.
Финансирование оборонного заказа осуществляется за счет федерального бюджета путем выделения ассигнований государственному заказчику. Статьи бюджета, по которым финансируется оборонный заказ, относятся к категории защищенных статей расходов федерального бюджета. Оплата поставок по оборонному заказу производится в соответствии с условиями государственного контракта. Оплату поставок, осуществляемых исполнителем по контракту с головным исполнителем, производит непосредственно государственный заказчик, если это предусмотрено соответствующим государственным контрактом.
Финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, направляются только на выполнение оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецеле¬вое использование средств.
Оборонный заказ формируется в пределах, устанавливаемых в расходной части федерального бюджета на эти цели. Правительство РФ одновременно с представлением проекта федераль¬ного бюджета в Государственную Думу Федерального Собрания РФ представляет на утверждение Президенту РФ основные показатели оборонного заказа на соответствующий год. Основные показатели оборонного заказа утверждаются Президентом РФ одновременно с подписанием им федерального закона о федеральном бюджете.
Размещение оборонного заказа проводится на конкурсной основе, кроме работ по поддержанию мобилизационных мощностей.
Государственные закупки золота и серебра
Рассмотрим порядок организации и финансирования государственных закупок слитков золота и серебра, произведенных на территории РФ. Они покупаются у пользователей недр Гохраном Минфина РФ, Центральным банком РФ и коммерческими банками, специально уполномоченными им по согласованию с Минфином РФ на совершение операций с драгоценными металлами. Пользователи недр осуществляют реализацию только слитков, полученных в результате переработки, включая аффинаж, добываемого ими минерального сырья. Гохрану РФ предоставлено преимущественное право покупки слитков в устанавливаемых Правительством РФ объемах. Покупка слитков золота и серебра производится на основании заключаемых с пользователями недр договоров купли-продажи с предварительным авансированием.
Сделки купли-продажи слитков золота и серебра, заключаемые пользователями недр с Центральным банком России и уполномоченными им коммерческими банками, подлежат обяза¬ельной регистрации Гохраном России.
Денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, выражаются и оплачиваются в валюте РФ.
Совершение сделок с минеральным сырьем не допускается. Не допускается передача полученного минерального сырья предприятием-пользователем недр его участникам, а также между участниками предприятия-пользователя недр. Минеральное сырье подлежит переработке, включая аффинаж, только на предприятиях-переработчиках и аффинажных заводах на основании договора на оказание услуг по переработке этого сырья, заключаемого между предприятием-переработчиком либо аффинажным заводом, с одной стороны, и пользователем недр — с другой. Минеральное сырье подлежит транспортировке предприятиям-переработчикам и аффинажным заводам только специализированными предприятиями, обладающими технически¬ми возможностями для перевозки драгоценных металлов.
Вторичное сырье продается его владельцами Гохрану России, предприятиям-заготовителям и скупочным предприятиям. Предприятия-заготовители и скупочные предприятия продают вторичное сырье Гохрану России, а также заключают договоры с аффинажными заводами на оказание услуг по переработке вторичного сырья.
Аффинажные заводы могут заключать договоры на оказание услуг по переработке вторичного сырья с предприятиями-переработчиками.
Не допускается использование минерального и вторичного сырья в качестве предмета залога, в качестве металла, зачисляемого на счета и во вклады, а также внесение его в уставные капиталы предприятий.
Пользователи недр имеют право продавать слитки золота и серебра, полученные из добываемого ими минерального сырья, на основании выданной лицензии в пределах установленной квоты после проведения сделок с минеральным сырьем по его переработке. Они не могут приобретать слитки у других субъек¬тов и друг у друга. Произведенные на территории РФ слитки золота и серебра продаются пользователями недр Гохрану России, Центральному банку России и коммерческим банкам, уполномоченным им по согласованию с Министерством финансов РФ на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами
Государственный заказ на региональные потребности
Процесс формирования размещения и исполнения государственного заказа на региональные потребности рассмотрим на примере Воронежской области.
Государственный заказ на областные нужды включает потребность региона в конкретных видах продукции, работ, услуг, научно-технических разработок, необходимых для обеспечения выполнения социально-экономических, природоохранных и других задач, направленных на развитие территории области.
Наряду с государственными заказами на федеральном уровне существуют региональные госзаказы — конкретные задания администраций субъектов РФ государственным заказчикам и исполнителям, предприятиям и организациям на поставку продукции, выполнение работ и услуг на условиях конкурсов и договоров.
Государственными заказниками являются департаменты либо комитеты и управления администрации региона, их структурные подразделения или другие организации, определяемые администрацией.
Исполнителями госзаказа являются предприятия и организации, расположенные как на территории региона, так и в других регионах РФ, поставляющие продукцию или выполняющие ра¬боты и услуги в рамках регионального госзаказа на основе государственных контрактов, заключенных с госзаказчиками, администрацией региона.
В государственном контракте, заключаемом между государственным заказчиком и исполнителем, определяются права и обязанности сторон по выполнению госзаказа.
Государственные заказчики регионального госзаказа осуществляют:
• формирование объемов поставок продукции, работ, услуг для государственных нужд;
• согласование с финансовыми органами объемов и сроков финансирования регионального госзаказа;
• организацию и проведение конкурса на размещение регионального госзаказа с целью определения исполнителя;
• согласование цены продукции, работ, услуг;
• заключение контрактов на выполнение работ или поставку продукции;
• контроль за реализацией контракта.
Поставки продукции в рамках региональных госнужд осуществляются в целях обеспечения:
• реализации целевых региональных программ и проектов по следующим основным направлениям: производство продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках; производство импортозамещающей продукции; создание новых рабочих мест; развитие строительной индустрии, обеспечение технического пере¬вооружения предприятий жилищного строительства; защита окружающей среды и природных ресурсов, создание производств по переработке и утилизации промышлен¬ных и других отходов;
• населения области товарами, продуктами, услугами первой необходимости;
• бесперебойной работы жизнеобеспечивающей инфраструктуры региона;
• поставок продукции для обеспечения обязательств области перед другими регионами;
• поставок, необходимых для создания резерва материальных средств региона.
При формировании госзаказа и заключении контракта определяются: перечень и объем продукции, содержание работ и услуг, качество и сроки реализации госзаказа; предполагаемая цена заказа в целом, по его разделам и этапам реализации; источники и условия финансирования госзаказа, включая возможные варианты взаиморасчета, а также экономические стимулы его реализации.
Перечень регионального государственного заказа формируется отраслевым государственным заказчиком и утверждается администрацией региона.
Госзаказ может быть долгосрочным на год и более, краткосрочным и разовым.
Формирование перечня позиций, попадающих под категорию государственного регионального заказа, производится исходя из приоритетов субфедеральных программ социально-экономического развития территории, реально определенных возможностей финансирования и экономического стимулирования исполнителей.
Ответственность за размещение объемов регионального госзаказа на конкурсной основе и контроль за его выполнением, возлагается на госзаказчика.
Основными условиями участия в конкурсе являются:
• наличие технологических и организационных условий для его реализации;
• сроки, качество и гарантии, удовлетворяющие заказчика;
• наименьший объем затрат на реализацию госзаказа;
• возможность компенсации нанесенного ущерба в случае неисполнения или ненадлежащего по срокам, качеству исполнения контракта.
Для финансирования госзаказа департамент экономики совместно с финансовым управлением администрации региона на основании бюджетных проработок доводят госзаказчикам лими¬ты ассигнований на предстоящий год и определяют источники финансирования.
Финансирование регионального госзаказа может осуществляться из областного бюджета, внебюджетных фондов в порядке, предусмотренном региональным законодательством, а налоговые льготы по его реализации согласовываются при утверждении бюджета в законодательном органе субъекта РФ.
Экономические обязательства сторон подлежат обязательному отражению в заключенных контрактах, в которых указываются:
• источники финансирования и график поэтапного авансирования;
• порядок индексации проплат в связи с инфляционными процессами;
• лимитная стоимость при условии этапности в оплате за¬каза, требования к качеству исполнения при необходимо¬сти с организацией экспертной оценки и срокам выпол¬нения заказа;
• условия льгот, предоставляемых исполнителю по реализа¬ции госзаказа и возможного проведения взаиморасчетов;
• размеры и условия кредитования или другие источники и формы финансирования;
• условия экономической ответственности за несоблюдением положений контракта.
Заказчик и исполнитель осуществляют оперативный кон¬троль за сроками и объемами финансирования заказа, целевым его использованием; согласовывают по мере необходимости в пределах, определенных контрактом условий участия субподряд¬чиков.
Для экономического стимулирования исполнителей регио¬нального государственного заказа предусматривается право на:
• снижение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ;
• замена платежей, вносимых в бюджет субъекта РФ, на поставку заказчику определенных видов продукции;
• индексацию бюджетных ассигнований, выделяемых на оплату регионального госзаказа, в связи с инфляционны¬ми процессами;
• поэтапное авансирование работ по госзаказу согласно контракту и др.
Экономические льготы, при заключении госзаказа, связанные с недопоступлением средств в бюджет субъекта РФ, предостав¬ляются законодательным органом региона в порядке, преду¬смотренном федеральным и субфедеральным законодательством.