34.1. Сущность финансов субъектов РФ
Рассмотрим основные аспекты функционирования финансов субъектов РФ.
Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.
Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов РФ включают:
• средства бюджета субъекта РФ;
• государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;
• другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.
В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.
Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:
• самостоятельность;
• бюджетный федерализм;
• государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);
• прозрачность;
• гласность.
Права собственника в отношении финансов субъекта РФ осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ.
Финансы субъекта РФ составляют экономическую основу государственной власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта РФ, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей субъекта РФ.
Средства бюджета субъекта РФ, региональные внебюджетные фонды входят в состав собственности субъекта РФ. Управляют собственностью субъекта РФ органы государственной власти субъекта РФ. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности субъекта РФ, от имени субъекта РФ осуществляют органы государственной власти субъекта РФ.
34.3. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ
1. Некоторые особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ рас¬смотрим на примере Хабаровского края.
Помимо предметов ведения, установленных Конституцией РФ, к предметам совместного ведения РФ и Хабаровского края в финансовой сфере относятся:
1) реализация в районах Хабаровского края, приравненных к территориям Крайнего Севера, государственных гарантий и ком¬пенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Край¬него Севера и приравненных к ним местностях, в пределах ассиг¬нований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом;
2) регулирование вопросов, связанных с добычей и перера¬боткой, использованием драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на территории Хабаровского края;
3) вопросы занятости населения Хабаровского края;
4) вопросы таможенной политики РФ на территории Хаба¬ровского края, в том числе эффективное использование тамо¬женных платежей и сборов, собираемых на территории Хабаров¬ского края, для поддержки экспорта и развития внешнеэконо¬мической и таможенной инфраструктуры.
Органы государственной власти РФ:
• разрабатывают с участием органов государственной власти Хабаровского края и утверждают федеральные целевые программы по структурной перестройке экономики Хаба¬ровского края, восстановлению минерально-сырьевой базы, конверсии оборонных предприятий Хабаровского края;
• обеспечивают финансирование Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 гг. в объе¬мах, установленных федеральным бюджетом;
• совместно с администрацией Хабаровского края опреде¬ляют порядок использования таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Хабаровского края, для поддержки экспорта и развития внешнеэкономической и таможенной инфраструктуры.
Органы государственной власти Хабаровского края:
• участвуют в реализации федеральных программ по разви¬тию минерально-сырьевой базы, конверсии оборонных предприятий, структурной перестройке экономики;
• совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, находящихся на Дальнем Востоке и в Забайкалье, участвуют в образовании фонда реконструкции и разви¬тия Дальнего Востока и Забайкалья.
Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Хабаровского края, регулируются краевыми правовыми актами в соответствии с федеральными законами. Отнесение объектов государственной собственности на территории Хабаровского края к объектам фе¬деральной и краевой собственности, а также разграничение пол¬номочий по управлению объектами федеральной собственности на территории Хабаровского края производятся отдельным со¬глашением. Разграничения природных ресурсов на территории Хабаровского края на природные ресурсы федерального и крае¬вого значения производятся отдельным соглашением.
Хабаровский край самостоятельно устанавливает и вводит краевые налоги и сборы в соответствии с федеральными и крае¬выми законами. Состав и размеры доходов, поступающих в краевой и местные бюджеты в виде средств от федеральных на¬логов, определяются соглашением Правительства РФ и админи¬страции Хабаровского края, если они прямо не установлены фе¬деральным законом.
Хабаровский край совместно с федеральными органами государственной власти устанавливают особый правовой режим природопользования в местах традиционного проживания и хозяйст¬венной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Назначение и освобождение представителей федеральных органов в совете директоров акционерных обществ, имеющих федеральный пакет акций и расположенных на территории края, осуществляется соответствующими федеральными органами ис¬полнительной власти края по представлению главы администра¬ции края.
34.4. Двухсторонние соглашения
Особую роль в бюджетном федерализме играют двухсторон¬ние соглашения, заключаемые Правительством РФ и законода¬тельными (представительными) органами государственной вла¬сти субъектов РФ, в области разграничения полномочий в во¬просах бюджетной и налоговой политики.
34.5. Особенности финансов субъектов РФ, вытекающие из их уставов
Рассмотрим некоторые особенности финансов вытекающие из Устава Московской области.
Так, в соответствии с Уставом Московской области эконо¬мическую основу ее развития составляют областная собствен¬ность, собственность РФ, муниципальная и другая собствен¬ность, трудовые ресурсы, служащие социально-экономическому развитию области.
Экономическую основу деятельности органов государствен¬ной власти области составляют: налоги, сборы и платежи, по¬ступающие в областной бюджет, областные внебюджетные и ва¬лютные фонды области; доходы от использования областной собственности; доходы, поступающие от других источников.
В собственности области находятся имущество органов государственной власти области, средства областного бюджета, обла¬стных внебюджетных и валютных фондов, другое имущество, а также земля и другие природные ресурсы на территории облас¬ти, не находящиеся в государственной федеральной, муници¬пальной и частной собственности.
В собственности области находятся также коммерческие и некоммерческие организации, имущественные комплексы, от¬дельные средства производства промышленности, транспорта, связи, топливно-энергетического и агропромышленного ком¬плексов, других отраслей, учреждения и объекты социально-культурной сферы, культурные и исторические ценности, цен¬ные бумаги и другое имущество, необходимое для решения за¬дач, стоящих перед органами государственной власти области.
Финансовые ресурсы области составляют средства консолидированного бюджета области, областных и местных внебюджетных и валютных фондов, финансовых и кредитных ресурсов организаций и их подразделений, граждан, других юридических и физических лиц, средств федерального бюджета и федераль¬ных внебюджетных фондов и другие финансовые ресурсы, по¬ступающие на территорию области.
Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов государственной власти области, включают в себя средства обла¬стного бюджета, областные внебюджетные и валютные фонды.
Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов государственной власти области, могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов РФ и муниципальных образований, с финансовыми ресурсами юриди¬ческих и физических лиц, в том числе иностранных, для финан¬сирования совместных программ социально-экономического развития.
34.6. Принципы формирования бюджетов субъектов РФ
Особенности и принципы формирования бюджета субъекта РФ рассмотрим на примере Московской области.
Доходы бюджета Московской области формируются за счет:
1) поступления налоговых и неналоговых платежей в соот¬ветствии с действующим законодательством на основе прогноза социально-экономического развития Московской области на соответствующий год, в том числе оценки ожидаемых поступле¬ний доходов в базовом году и применения индексов оптовых цен материального производства и потребительских цен, а также нормативов зачисления в бюджет Московской области регули¬рующих источников доходов в соответствии с проектом соответ¬ствующего федерального закона;
2) средств федерального бюджета из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
По каждому муниципальному образованию применяются индивидуальные нормативы зачисления в местные бюджеты ре¬гулирующих источников доходов с целью наиболее полного обеспечения минимально необходимых расходов местных бюд¬жетов собственными источниками доходов.
Расходы областного бюджета разделяются на расходы, вклю¬чаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюд¬жет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, затраты на ка¬питальные вложения и другие затраты, связанные с расширен¬ным воспроизводством. В бюджет текущих расходов включаются расходы, не вошедшие в бюджет развития.
Расходы проекта бюджета Московской области определяются по единой методике счета для бюджетов всех уровней исходя из:
• прогноза показателей по сети, штатам и контингентам учреждений бюджетной сферы на начало планируемого периода и прогноза их изменений;
• действующих цен на товары, работы, услуги материаль¬ного производства и потребительского рынка, а также прогнозируемых индексов их изменения.
Рассчитанные по единой методике расходы принимаются для включения в проекты областного и муниципальных бюджетов.
34.8. Регулирование задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом
В условиях финансового кризиса объективно существуют ус¬ловия, способствующие возникновению задолженности как фе¬дерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ, так и субъ¬ектов РФ перед Федерацией.
Задолженность субъектов РФ перед федеральным бюджетом возникает в случае предоставления кредита и несвоевременного его погашения. В этом случае возникает государственный долг субъекта РФ перед Федерацией. Для оформления долга возмож¬но использование государственных ценных бумаг. Такой механизм был реализован применительно к товарному кредиту, предоставленному в 1996 г. на поставку горюче-смазочных материалов и комбикормов сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Задолженность субъектов РФ по не погашенной до 20 марта 1997 г. бюджетной ссуде переоформляется с их согласия в цен¬ные бумаги субъектов РФ для последующей реализации их по рыночной стоимости.
Субъект РФ, принявший решение о погашении задолженно¬сти федеральному бюджету по товарному кредиту своими обли¬гациями, заключил с Минфином РФ соответствующее соглаше¬ние об этом.
34.9. Межрегиональные ассоциации
Во взаимодействии финансов отдельных субъектов РФ все большую роль играют межрегиональные ассоциации экономиче¬ского взаимодействия.
Ассоциации являются некоммерческими организациями, создаваемыми с целью координации взаимных усилий по соци¬ально-экономическому развитию регионов, наиболее полной реализации преимуществ регионального разделения труда, кон¬солидации финансового потенциала.
Ассоциации экономического взаимодействия образуются органами представительной или исполнительной власти субъек¬тов РФ или органами местного самоуправления для решения региональных, межрегиональных и местных экономических и социальных задач в рамках совместно принятых соглашений, программ и проектов.
34.10. Классификация субъектов РФ
Особо следует отметить фактор неоднородности субъектов РФ, отражающий глубину кризисных явлений в экономике и социальной сфере региона, перспективы его дальнейшего разви¬тия и основные направления государственной поддержки.
Рассмотрим три типа классификации субъектов РФ.
Согласно существующей точке зрения субъекты РФ могут быть классифицированы по принципу типологизации. Выделяют восемь групп субъектов РФ.
Кроме того, существует классификация субъектов РФ по сте¬пени наполнения доходной части их бюджетов исходя из принятой налоговой политики. Различают в основном три категории субъ¬ектов РФ по характеру формирования доходной базы бюджетов:
• регионы-доноры;
• регионы-реципиенты;
• кризисные регионы.
34.11. Особенности бюджетов субъектов РФ
Рассмотрим особенности бюджетов субъектов РФ, относя¬щихся к различным классификационным группам по формиро¬ванию бюджетов.
1. Архангельская область относится ко второй классификаци¬онной группе. На 1997 г. областной бюджет по доходам был ут¬вержден в сумме 1395,7 млрд. руб., по расходам — 1465,7 млрд. руб. и с предельным размером дефицита 70 млрд. руб.
Источниками покрытия дефицита областного бюджета были определены: выпуск простых расчетных векселей администра¬ции области; ссуды из федерального бюджета, кредиты банков; доходы от выпуска областных налоговых обязательств.
На покрытие дефицита областного бюджета предусматрива¬лось направить по каждому из источников покрытия не более 50% от общей суммы дефицита.
В областном бюджете консолидированы средства территори¬ального дорожного фонда и экологического фонда.
Зачисление налогов в бюджет области предусматривалось по следующим ставкам:
• налог на прибыль предприятий и организаций — 22%;
• налог на прибыль предприятий и организаций, налог на при¬быль бирж, брокерских контор, банков и иных кредитных орга¬низаций, страховщиков — 30%;
• налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката ви¬део- и аудиокассет, а также от записи на них — 70%;
• налог на доходы казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса— 90%;
• налог на имущество предприятий лесной, деревообрабатываю¬щей и целлюлозно-бумажной промышленности, объемы произ¬водства по основным видам деятельности которых составляют не менее 70% — 0,6%;
• налог на имущество предприятий по остальным отраслям и ви¬дам деятельности — 1,2%;
• единый налог для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения;
• от валовой выручки (дохода) — 6,67%.
Годовая стоимость патента для малых предприятий, приме¬няющих упрощенную систему налогообложения, — сорок ми¬нимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с законом об областном бюджете целевой бюджетный фонд финансовой поддержки регионов формируется за счет 16,286% от фактических поступлений финансовой помощи из федерального бюджета, за исключением сумм, направляемых бюджетам городов и районов в виде финансовой помощи.
В целях обеспечения защиты интересов областного бюджета и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов администра¬ция области в случаях нарушения отдельными регионами области установленного порядка зачисления налогов и других доходов и областной бюджет применяет к ним следующие санкции: приос¬танавливает финансирование из областного бюджета областных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих районов и городов области, а также передачу средств по взаимным расчетам, трансфертам, бюджетным ссудам и кредитам; регулирует с учетом объемов незаконно оставляе¬мых в бюджетах районов и городов налогов и других доходов об-ластного бюджета размеры предоставляемых им кредитных ресурсов, взаимных расчетов, трансфертов, дотаций и компенсаций.
К защищенным статьям текущих расходов областного бюд¬жета отнесены: заработная плата с учетом взносов в государст¬венные внебюджетные фонды, компенсационные выплаты семь¬ям с детьми, питание, медикаменты, стипендии учащимся сред¬них специальных учебных заведений.
При снижении поступлений доходов в областной бюджет в сравнении с утвержденными законом размерами более чем на 10% и при обоснованном прогнозе их дальнейшего снижения администрация области принимает решение о введении секвест¬ра на утвержденные бюджетные расходы, определяет размер се¬квестра, а также период времени, на который он вводится, и уведомляет об этом областное собрание депутатов. По защищенным статьям расходов ассигнования при секвестре не со-кращаются. Сокращение ассигнований по незащищенным стать¬ям расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех разделов, подразделов, статей и видов расходов.
Главе администрации области дано право привлекать в тече¬ние года кредитные ресурсы в сумме не более 100 млрд. руб. в кредитных организациях РФ для погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетных организаций.