Авторы Е. Н. Рузаев, П. Е. Рузаева
Классический пример, который не обходит сегодня ни одно издание по современному менеджменту — это результаты мониторинга системы менеджмента компанией British Petrolium (BP).
Когда управление компании ВР решило проанализировать, почему уровень добычи нефти на одинаково технически оснащенных глубоководных скважинах значительно различается, обнаружилось, что дело в различном уровне знаний работников этих скважин. Причем эти знания не были задокументированы, т. е. находились главным образом в головах сотрудников. Задокументированные процедуры по организации повышения квалификации у сравниваемых нефтедобывающих подразделений были также одинаковыми, а степень их выполнения имела серьезные различия. Вывод, к которому пришли специалисты BP, состоял в том, что «система менеджмента на бумаге» мертва, только постоянный мониторинг и процесс постоянных улучшений могут принести реальные результаты.
Обнаружив это, топ-менеджмент ВР принял решение распространить технологию формирования ценных знаний среди сотрудников отстающих скважин. Результатом стал значительный подъем уровня производительности труда и прибыльности компании. В дальнейшем ВР была разработана программа управления знаниями (Knowledge Management ).
В общем менеджмент знаний можно определить как создание и управление ценными знаниями (интеллектуальными активами) университета. Данное определение еще раз доказывает, что высшая школа, являющаяся одним из важнейших звеньев создания и управления знаниями в обществе, обязана иметь аналогичную систему менеджмента, что и весь мировой рынок.
В сфере изучения управления знаниями находятся следующие основные вопросы:
1. Определение и документирование ценных знаний (интеллектуальных активов) университета.
2. Разработка идеологии и методологии формирования процессов получения, накопления, передачи, закрепления и контроля уровня знаний.
3. Разработка, моделирование и оптимизация бизнес-процессов формирования, передачи, периодического и завершающего контроля знаний.
4. Распространение знаний среди сотрудников университета (непрерывное повышение квалификации) и передача знаний новым сотрудникам.
5. Распространение знаний среди студентов университета, поддержание необходимого уровня знаний у выпускников, сопровождение выпускников.
6. Концентрация знаний для решения инновационных задач.
7. Постоянный мониторинг знаний, принятие решений на основе результатов мониторинга.
8. Повышение уровня знаний университета и генерирование новых знаний.
9. Генерирование новых технологий передачи и закрепления новых знаний.
10.Документирование новых знаний и переход к новым технологиям менеджмента знаний.