Главная » Аннотированный указатель литературы по методам и методикам исследования
Общие вопросы
психологического
исследования и психодиагностики
1. Анастази А. Психологическое тестирование:
В 2 кн.: Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича,
В.И. Лубовского. М., 1982. — Изложены основные принципы построения тестов,
способы их оценки и правила применения, проанализированы многие известные
тесты.
2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение
социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. М.: Высшая школа, 1989.
176 с. — Рассмотрена социально-психологическая специфика процедуры опроса,
даны практические рекомендации.
3. Возрастные аспекты онтопсихологии: Учеб.
пособие / Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Изд-во
СПбГУ, 1993. 96 с. — Дано определение предмета и метода онтопсихологии, рассмотрены
вопросы онтогенеза индивидных характеристик человека и билатерального регулирования
онтогенетической эволюции человека.
4. Гайда В.К., Захаров В.П.
Психологическое тестирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 101 с. — Освещены
вопросы практической разработки и стандартизации тестовых методик.
5. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и
методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.:
Изд-во СПбГУ, 1991. 76 с. — Освещены основные вопросы методологии
психологического исследования: постановка задач, организация экспериментального
исследования, планирование эксперимента, формулировка выводов, интерпретация и
оценка результатов. Целью практикума является формирование умений для
проведения экспериментального и прикладного исследования.
6. Готтсданкер Р. Основы психологического
эксперимента: Учеб. пособие: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982. 464 с. —
Общая методология экспериментального исследования, грамота психологического эксперимента.
7. Гречихин В.Г. Лекции по методике и
технике социологических исследований: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1988.
232 с. — Изложены основные методы прикладного социологического
исследования, включая анализ документов.
8. Зинченко Т.П., Фрумкин А.А. Методы
эргономического обеспечения проектирования: Учеб. пособие. СПб., 1991.
124 с. — Представлена методология эргономического обеспечения проектирования
эргатических систем, расчетные методы определения эргономических показателей.
9. Интегральное исследование индивидуальности:
теоретические и педагогические аспекты: Межвузовский сборник научных трудов.
Пермь, 1988. 107 с. — Рассмотрены условия и закономерности взаимосвязи
разноуровневых индивидуальных свойств и их роль в формировании индивидуального
стиля деятельности и развития индивидуальности человека в разные возрастные
периоды.
10. Исследование личности в клинике и в
экстремальных условиях. Л.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1969.
11. Кабанов М.М., Личко А.Е.,
Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.:
Медицина, 1983.
12. Как провести социологическое исследование
/ Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. М.: Политиздат, 1990. — Технология социологического
исследования для начинающих.
13. КлайнП. Справочное руководство по конструированию тестов.
Введение в психометрическое проектирование. Киев, 1994. 283 с. — Учебное
пособие по разработке тестов различного назначения, их психометрической проверке
и применению.
14. Комплексная социально-психологическая
методика изучения личности инженера: Учеб. пособие / Под ред.
Э.С. Чугуновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 184 с. — Обобщен опыт всестороннего
изучения личности инженера с использованием оригинальных методик экспертных
оценок, социально-психологических установок и прогнозирования успешности руководителя.
15. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в
социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
392 с. — Рассматриваются методологические проблемы экспериментального метода
в социальных науках.
16. Мерлин B.C. Очерк интегрального
исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с. — Фундаментальное
исследование, подводящее итоги многолетней работы видного отечественного
психолога и руководимого им коллектива.
17. Методы социальной психологии / Под ред.
Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 175 с. — Дан
аналитический обзор исследовательских приемов, применяемых в социальной
психологии и в смежных с ней дисциплинах.
18. Общая психодиагностика / Под ред.
А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987. 304 с. — Освещены
отечественные и зарубежные разработки в области психодиагностики, вопросы
теории, истории и методологии психодиагностики, проанализированы конкретные
методики.
19. Практикум по общей и экспериментальной
психологии: Учеб. пособие / Под ред. А.А.Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 255 с. — Описаны
лабораторные и практические работы по основам общей и экспериментальной психологии,
выполняемые студентами-психологами 1-го и 2-го курсов.
20. Психодиагностические методы (в комплексном
лонгитюдном исследовании студентов) / Под ред. А.А. Бодалева,
М.Д. Дворяшиной, И.М. Палея. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. 248 с. -
Описаны стратегия и тактика комплексных психологических исследований, общие
методические вопросы психодиагностики, методическое оснащение.
21. Психологическая диагностика: проблемы и
исследования / Под ред. К.М.Гуревича.
М., 1981. 232 с. — Анализируются наиболее распространенные психологические
и психофизиологические диагностические методики. Рассмотрены тесты интеллекта,
специальных способностей, методики изучения межличностных отношений, личностных
свойств, свойств нервной системы и их проявлений.
22. Развитие и диагностика способностей
/ Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М., 1991. 181 с.
— Рассмотрены вопросы применения методов психологической диагностики
способностей в школьной практике в условиях традиционного и развивающего
обучения, а также диагностики способностей в ходе профессиональной
консультации, профессионального отбора и аттестации кадров.
23. Развитие психофизиологических функций
взрослых людей / Под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. М.:
Педагогика, 1972. 248 с. — Изложены результаты многолетних исследований по
комплексному изучению психофизиологических функций взрослых людей периода
ранней взрослости (18 ‑ 21 год).
24. Развитие психофизиологических функций
взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. М.: Педагогика, 1977. 198 с. —
Прослежены закономерности развития в процессе обучения психофизиологических
функций взрослого человека во взаимосвязи его возрастных и индивидуально-психологических
свойств (в возрасте от 22 до 40 лет).
25. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная
психология: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 256 с. — С позиций
системного подхода описаны основные закономерности психического развития,
возрастные изменения психики.
26. Семенов В.Е. Метод изучения документов в
социально-психологических исследованиях: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.
104 с. — Изложены методологические принципы и методические подходы к анализу
документов.
27. Сластенин В.А., Мажор Н.Е.
Диагностика профпригодности. М., 1992. — Рассмотрен большой ряд диагностических
методик, необходимых для определения профпригодности.
28. Суслов В.И., Чумакова Н.П.
Психодиагностика: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. 58 с. —
Проанализированы основные принципы психодиагностики, рассмотрены вопросы использования
ряда наиболее разработанных личностных тестов.
29. Черны В., Колларик Т. Компендиум
психодиагностических методов: В 2 т. Братислава, 1988. — Рассмотрен
широкий круг вопросов, связанных с психодиагностикой, дан обзор многих
диагностических методик разного назначения.
30. Эргономика: Учебник / Под ред.
А.А. Крылова, Г.В. Суходольского. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 184 с.
— Описан ряд методов эргономических исследований и оценок, предложены способы
преодоления трудных психических состояний человека, возникающих в процессе
работы.
31. Ядов В.А. Социологическое исследование:
методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995.
331 с. — Детально излагаются теоретико-методологические основания
разработки программы социологического исследования. Описаны методы сбора и анализа
социальной информации, а также требования к организации теоретико-прикладных и
прикладных социологических исследований.