Сделайте заказ и спокойно планируйте свое время!
Качественная работа - это наша забота |
Содержание: | |||||||||||
Творческое задание. Эссе...3 Самостоятельная работа. Проблемные задачи...5 Текущий контроль-2. Письменное задание...12 Case study. Проблемные задачи...26 Список использованных источников...32
| |||||||||||
Решенные задачи | |||||||||||
Задание 1 1. Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру ошибок в определении понятия: «широкое определение», «узкое определение», «определение с кругом», «двусмысленное определение», «только отрицательное определение», «некоммуникабельное определение». Прокомментируйте каждый пример — в чем именно заключается ошибка в приводимом вами примере, каким образом возможно ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное определение. 2. Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру ошибок в делении понятия: «подмена основания в делении», «неполное деление», «пересечение результатов деления», «скачок в делении». Прокомментируйте каждый пример — в чем именно заключается ошибка в приводимом Вами примере, каким образом возможно ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное деление. Задание 2 Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру для каждого вида сложных суждений (конъюнкции, нестрогой и строгой дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания), причем в примерах не используйте союзы «и», «или», «если… то», т.е. заменяйте их любыми другими союзами естественного языка, которые выражали бы соответствующие виды логических связей в сложных суждениях.
Самостоятельная работа. Проблемные задачи Задача 1 1 Все травоядные питаются растительной пищей. Все тигры не питаются растительной пищей. Все тигры не являются травоядными. 2 Все отличники не получают двоек. Мой друг не отличник. Мой друг получает двойки. 3 Все рыбы плавают. Все киты тоже плавают. Все киты являются рыбами. 4 Лук – это древнее орудие для стрельбы. Одна из овощных культур – это лук. Одна из овощных культур – это древнее орудие для стрельбы. 5 Любой металл не является изолятором. Вода – это не металл. Вода является изолятором. 6 Ни одно насекомое не является птицей. Все пчелы – это насекомые. Ни одна пчела не является птицей. 7 Все стулья – это предметы мебели. Все шкафы – это не стулья. Все шкафы – это не предметы мебели. 8 Законы придумывают люди. Всемирное тяготение – это закон. Всемирное тяготение придумали люди. 9 Все люди смертны. Все животные – не люди. Животные бессмертны. 10 Все олимпийские чемпионы являются спортсменами. Некоторые россияне – это олимпийские чемпионы. Некоторые россияне – это спортсмены. 11 Материя несотворима и неуничтожима. Шелк – это материя. Шелк несотворим и неуничтожим. 12 Все выпускники школы сдают экзамены. Все студенты – пятикурсники не являются выпускниками школы. Все студенты –пятикурсники не сдают экзамены. 13 Все звезды не являются планетами. Все астероиды – это малые планеты. Все астероиды – не звезды. 14 Все дедушки являются отцами. Все отцы – это мужчины. Некоторые мужчины – это дедушки. 15 Ни один первоклассник не является совершеннолетним. Все взрослые люди – это не первоклассники. Все взрослые люди – это несовершеннолетние. 16 Все судьи имеют высшее юридическое образование. Любой совестливый человек – сам себе судья.
Задача 2 Допущены ли ошибки в следующих разделительно-категорических умозаключениях? Если допущены, то какие? 1 Четырехугольники бывают квадратами, или ромбами, или трапециями. Эта фигура – не ромб и не трапеция. Эта фигура – квадрат. 2 Отбор в живой природе бывает искусственным или естественным. Данный отбор не является искусственным. Задача 3 Допущены ли ошибки в следующих условно – категорических умозаключениях? Если допущены, то какие? 1 Если животное является млекопитающим, то оно позвоночное. Рептилии не являются млекопитающими. Рептилии не являются позвоночными. 2 Если человек льстит, то он лжет. Этот человек льстит. Письменное задание по темам 7 «Основные законы логики», 8 «Софизмы и логические парадоксы» и 9 «Общая характеристика доказательства». Система оценки: 1 — 0,9 правильно выполненных заданий (учитывая все предлагаемые пункты-ситуации) оценивается как «отлично», 0,8 — 0,7 — «хорошо», 0,6 — «удовлетворительно», менее 0,6 — «неудовлетворительно». Максимальное количество баллов за текущее контрольное задание — 5 баллов. Задание 1 Определите, как нарушается закон тождества в следующих анекдотах: 1. — Ты умеешь нырять? — Умею. — И долго под водой находишься? — Пока кто-нибудь не вытащит. 2. Врач — пациенту: — Каждое утро вам надо пить теплую воду за час до завтрака. Через неделю: — Как вы себя чувствуете? — Плохо, доктор. — А вы выполняли мои предписания и пили каждое утро теплую воду за час до завтрака? Задание 2 Определите, как нарушается закон тождества в приведенных ниже софизмах. 1. 15 — это одно число; 15 — это 7 и 8; но 7 и 8 — это два разных числа, следовательно, 15 — это два разных числа. 2. Все люди имеют глаза, значит все существа с глазами — это люди. ВСЕГО 15 ВОПРОСОВ Задание 3 Выделите исходную мысль (тезис) и аргументы (основания) в приведенных ниже рассуждениях и определите, нарушен ли в них закон достаточного основания. 1. Эти две прямые параллельны, поскольку у них нет общих точек. 2. Эти две прямые параллельны, т.к. они лежат в одной плоскости и не имеют общих точек. ВСЕГО 13 ВОПРОСОВ Задание 4 Определите, какие логические правила доказательства нарушены в следующих ситуациях. (Обратите внимание на то, что среди предложенных ниже эпизодов могут быть и такие, в которых нарушено не одно, а одновременно несколько правил доказательства). 1. Найденные под Житомиром кости, несомненно, принадлежат собаке, — установил недавно известный археолог Копаев. Сейчас он принимает уколы от бешенства и очень сожалеет, что трогал чужую еду. 2. Каждый из двух посетителей ресторана заказал себе рыбное филе. Официант принес блюдо с двумя порциями. Одна из них была побольше, другая поменьше. Один из посетителей сказал другому: — Прошу Вас — выбирайте любую порцию, какая Вам больше нравится. Сотрапезник поблагодарил его за любезность и положил себе на тарелку ту, которая была побольше. После некоторой паузы первый посетитель заметил: — Если бы Вы предоставили мне право первого выбора, то я взял бы себе ту порцию, которая поменьше. — Чем же Вы недовольны? — удивился другой посетитель. — Ведь Вы получили именно то, что хотели. ВСЕГО 14 ВОПРОСОВ
Case Study. Проблемные задачи Задание по темам 7 «Основные законы логики» и 8 «Софизмы и логические парадоксы». Оформление работы — свободное. Система оценки: 1 — 0,9 правильно выполненных пунктов-вариантов оценивается как «отлично», 0,8 — 0,7 — «хорошо», 0,6 — «удовлетворительно», менее 0,6 — «неудовлетворительно». Максимальное количество баллов за Case Study — 5 баллов. Задание 1 Установите, какой из основных законов логики — тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания, — нарушен в следующих примерах. Обратите внимание на то, что в одной и той же ситуации может быть нарушен не один логический закон, а несколько. Обоснуйте свой ответ — почему вы утверждаете, что в данной ситуации нарушен именно этот закон (законы), а не другой (другие). 1. — Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины. — Да, но одни умеют петь, а другие — нет. 2. Когда Фарадей обратился к Дэви с просьбой принять его на работу в лабораторию, тот спросил совета у одного из руководителей Королевского института. «Поручи ему, — был ответ, — мыть лабораторную посуду. Если он к чему-нибудь способен, то обязательно согласится; если же не согласится, значит не способен ни к чему». ВСЕГО 21 ВОПРОС Задание 2 Найдите в литературе (художественной, публицистической, научно-популярной, учебной) или придумайте самостоятельно пример какого-либо софизма, причем подробно прокомментируйте его: как в нем нарушается закон тождества; какие объекты, ситуации, явления и т.п. в нем незаметно отождествляются, будучи нетождественными; насколько глубоко замаскирована преднамеренная логическая ошибка данного рассуждения; насколько труден для разоблачения предлагаемый софизм; требуются ли какие-либо специальные знания из различных наук для его разоблачения. | |||||||||||
Тип работы: Задания по логике (задачи с решениями) | |||||||||||
Год: 2009 | |||||||||||
Страниц: 31 | |||||||||||
|