Введение
Культура — это тот специфический мир, который человек создает, чтобы поддерживать себя в своем искусственном, т.е. человеческом, состоянии. Культура — необходимая составная часть человека, его вторая природа, не менее важная, чем его биология или физиология. Нельзя ничего сказать о человеке, не осмыслив саму сущность культуры и те механизмы, которые порождают человеческую природу. Вторая человеческая природа столь же загадочна, как и первая, она столь же мало может быть рационализирована и препарирована в научных понятиях. Скорее, ее внутренняя сущность приоткрывается перед нами в интуициях художников и философов, на основании которых можно строить некоторые гипотезы о специфике человеческого бытия.
Человек не только естественное, но и «сверхъестественное» существо, в нем есть много такого, что ни в какую культуру не укладывается и никакими культурными причинами не объясняется. Актуальность темя в том, что у человека помимо физической и культурной природы есть еще и метафизическая природа. И выражается она в таких бытийственных феноменах, как свобода, совесть, любовь, разум и т.п. Это все феномены культуры. Они есть у человека всегда независимо от того, в какой культуре он живет, но эти феномены никогда культурой до конца не объясняются. В каждой культурной эпохе свое представление о нравах, обычаях, правилах поведения, но совесть, понимание совести во все эпохи было одно и то же. Можно сказать, что совесть — внекультурное явление. Так же, как ум или мудрость. Никакое культурное образование и воспитание не являются гарантией того, что человек вырастет умным. Нельзя стать умным усилием воли. Здесь работают какие-то особые специфические механизмы. И в то же время, если нет совести, ума, чести, достоинства, свободы, творчества и т.п., то нет никакой культуры. Эти феномены — фундаментальные бытийственные основания культуры.
В данной работе мы ставим задачи ответить на такие вопросы как: разумный человек в мире культуры и свобода и разум в протестантской культуре Мартина Лютера.
Список использованных источников
1. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: БЕК, 1990. -354с.
2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Наука, 1989. -288с.
3. Губман Б. Л. Западная философия культуры. Тверь: Книжное, 1997. -197с.
4. Радугина А. А. Культурология. М.: Центр, 2000. -303с.
5. Свасьян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. 1987. №6. С.15
6. Юнг К. Архетип и символ. М.: Юнита, 1991. -250с.