Нурутдинов Ф.Г.-Х., Тагиров И.Р., Хузин Ф. Ш., И. А. Гилязов, В. И. Пискарев, и другие.
Заключение
В истории татарского народа были взлёты и падения, периоды мирной жизни и кровавых, жестоких войн. Татарстан активно участвовал в международных делах на протяжении многих столетий. Данное исследование было посвящено двум основным вопросам нашего края.
Первый вопрос, рассматриваемый в исследовании – это роль национального движения – джадидизма в цивилизационном процессе развития татарского народа. Где было выявлено, что татарское национальное движение зарождается и получает развитие во второй половине XIX в. Его появление было закономерным в связи с возрастающим недовольством татарского населения, которое вызывала угнетающая, национальная политика правительства. В стесненных условиях находились просвещение, язык, предпринимательство. Тем более многое требовало обновления и в самом татарском обществе.
Идеологами джадидизма стали Исмаил Гаспринский, Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдин, и некоторые другие представители татарской либеральной интеллигенции. Программа джадидистов предусматривала обновление различных сторон жизни нации. Она включала в себя организацию женского образования, открытие библиотек, клубов, читален, издание газет. Джадидисты выступали за то, чтобы татары носили европейскую одежду, посещали театр. Реформированию подлежал также ислам. Противниками джадидизма являлись кадимисты. Тем не менее в начале XX в. на основе джадидизма формируется либерально-демократическая партия российских мусульман «Союз мусульман». Требования татарских либералов во многом были созвучны программе партии кадетов. В XIX - XX в. татарское национальное движение прошло большой путь. Сформировалось просветительское движение, которое выдвинуло целую плеяду прогрессивных мыслителей и деятелей. Многие его идеи были восприняты джадидистами. Это было уже не только просветительское, но и реформаторское движение. Оно наложило сильный отпечаток на общественную жизнь татарского общества.
Второй вопрос, изучаемый в работе, затрагивает революцию 1917 года, в России повлекшую за собой большие изменения в Казанской губернии: возникновение «двоевластия», зарождение новой структуры власти Советов. Из данной главы стало ясно, что Россия могла пойти по пути глубоких демократических реформ. Однако к октябрю 1917 г. Временное правительство не сумело решить сложнейших проблем, стоявших перед страной, и в течение нескольких месяцев лишилось общественной поддержки. К власти пришли большевики. Эти события естественным образом, не могли не отразиться, на жизни Казанской губернии и Татарстана. Новая власть утверждалась в городах и уездах Татарстана постепенно и довольно безболезненно. Так, в течение 1918 г. Советская власть была установлена на всей территории Казанской губернии.
В процессе советского строительства вся прежняя система управления заменялась новой. Так, были распущены городские думы, ликвидированы земства, жандармско-полицейские органы Временного правительства, разрушена старая судебная система. Партия большевиков сумела привлечь на свою сторону некоторых молодых лидеров национальных движений. Среди них были депутаты Учредительного собрания М.М. Вахитов, Ш.А. Манатов, Г.Г. Ибрагимов, журналисты М.Х. Султан-Галиев, М. Субхи и другие.
Одним из главных вопросов того времени касающихся Казанской губернии, являлось предложение по созданию Урало-Волжского штата. Хотя существовали и такие национальные движения, которые пытались противодействовать образованию Урало-Волжского штата, что в принципе и произошло, проект образования нового Урало-Волжского штата не реализовался. Вместо этого был реализован проект национальной государственности татар и башкир в форме Татаро-Башкирской Советской Социалистической Республики (ТБССР). Таким образом, большевики пришли к власти в условиях разочарования широких масс политикой Временного правительства, в условиях общенационального кризиса. Это предопределило сравнительно быстрое и относительно бесконфликтное утверждение новой власти. Так было и в Казанской губернии. Важным фактором поддержки большевиков являлась их программа по национальному вопросу, которая предусматривала право народов на самоопределение. Однако, как показала судьба Урало-Волжского штата, возможность реализации этого права самими народами была весьма ограниченной.
Список использованных источников
1. Алексеев Ю.А. Охранитель земли русской // Военно-исторический журнал. – 2000. № 6. – С . 78-82.
2. Вдовыкин Г. П. История русского этноса. – М.: Спутник, 2003. – 64 с.
3. Имамов В. Запрятанная история Татар. – Набережные Челны, 1994. – 115 с.
4. Керсновский А. А. История русской армии. – М.: Голос, 1992. – 304 с.
5. Мухарямов М.К. Октябрь и национально-государственное строительство в Татарии. – М.: Наука, 1969 – 286 с.
6. Низамова М.С. Казанское земство в конце XIX – начале XX в.в.: Местное самоуправление и земское общественное движение: Монография. – Казань: Изд-во КГУ, 2003 – 96 с.
7. Некрасова М. Б. История отечества. – М.: Юрайт-издат, 2004. – 265 с.
8. Нурутдинов Ф.Г.-Х. Родиноведение: Методическое пособие по истории Татарстана. – Казань: Татарское газетно-журнальное издательство, 1995. – 85 с.
9. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 310 с.
10. Хузин Ф. Ш., И. А. Гилязов, В. И. Пискарев, и др. История Татарстана. –Казань: ТаРИХ, 2001. – 544 с.