Введение
Актуальность данной темы исследования, заключается в первую очередь повышением интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы, повышение интереса во многом связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии - практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях.
Широкое внедрение психологических знаний в самые различные сферы современной профессиональной деятельности неизбежно влечет за собой необходимость диагностики (объективизации) тех или иных индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Между тем, сегодня это является еще достаточно затруднительным для практических психологов, в том числе и из-за отсутствия необходимых научных руководств по применению и оценке результатов использования психодиагностических методик (это почти повсеместно является одной из причин низкого уровня психодиагностических исследований, использования непроверенных, невалидных методик и в какой-то мере дискредитирует как психологическую диагностику, так и психологическую науку в целом).
Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настроения, конфронтация лидеров. Включенность современного человека в сложные социальные зависимости диктует насущную потребность для каждого члена рабочей группы в психодиагностике своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности.
В этой связи цель работы: особенности структуры психодиагностики как науки. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть предмет, задачи и область применения психодиагностики.
2. Проанализировать общие теории и подходы к психодиагностической науке.
Предметом исследования являются основные характеристики психодиагностики». Объектом – различные мнения и психодиагностические подходы.
В ходе работы были использованы таки методы как: общенаучный диалектический метод познания, исторический, системный, анализ научных концепций и теорий.
К настоящему времени накоплен значительный эмпирический материал о, психодиагностике личности (А. Н. Леонтьев 1997, Русалов 1979, К. Юнг, Э.Кречмер, Г.Айзенк, Павлов 1951, Грей 1987, Симонов 1986, Божович, Рубинштейн, и др.).
Вся работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.
Базовой основой исследования послужили учебные материалы по введению в общую психологию и психодиагностику исследователей и ученых в области психологии, статьи в сборниках и периодической печати следующих авторов: Агафонова И.Н., Бызова В.М., Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Гуревич. К. М., Кудряшев А.Ф., Русалов В. М., Шмелева А. Г. и другие.
Список использованных источников
1. Агафонова И.Н. и др. Методики изучения интеллекта. СПб: Питер, 1999. - 221с.
2. Бызова В.М. Основы психодиагностики. Сыктывкар: Государственный университет, 1992. -259с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2003. -528с.
4. Гуревич. К. М. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1985. -213с.
5. Гуревич К. М., Борисова Е. М. Психологическая диагностика. М.: Юнити, 2001. -311с.
6. Кудряшев А.Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описание и руководство к использованию. Петрозаводск: Петроком, 1999. -318с.
7. Крылова А.А., Маничева С.А., Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб: Питер, 2001. -560с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1982. -139с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. -712с.
10. Русалов В. М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. - М.: Мысль, 1979. -194с.
11. Смирнов А. А. Избранные психологические труды. - М.: Знание, 1987. -458с.
12. Шмелева А. Г. Основы психодиагностики Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -282с.