Введение
Актуальность исследования заключается в первую очередь в том, что взаимоотношения между клиентом и медицинским психологом зависят не только от индивидуальных особенностей клиента, его психики, но и от личности и поведения медицинского психолога, его общей и профессиональной культуры, соблюдения принципов этики и индеонтологии. Основная ответственность за характер этих взаимоотношений, столь важных для успешного решения проблем, лечения, всегда ложится на психолога. Он обязан, строя свои взаимоотношения с больным, учитывать особенности его личности, переживания. Поэтому актуальность данного исследования является особенно острой, в наше уязвимое и практически лишенное этических, моральных норм время.
Проблематика данного исследования заключается в том, что современная медицинская психология длительное время концентрировала свои усилия в основном в области патологической психологии (аномальной психики — по выражению В.М. Бехтерева) и традиционно была связана с психиатрией. Первая лаборатория экспериментальной психологии в России была открыта В.М. Бехтеревым (1885 г.). Выдающиеся медицинские психологи — В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, Э. Кречмер, 3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др., были и выдающимися психиатрами. В то время как вне психиатрии перед врачом возникали проблемы, которые он должен был решать с привлечением психологического знания: общение с больным, психологическое влияние врача на больного, взаимосвязь между психологическими характеристиками больного и течением заболевания. Г.И. Россолимо отмечал: «Всякое страдание и болезнь вносят в духовный мир человека такие перемены... что врачу в своей деятельности приходится считаться не с обыкновенным человеком, а со страдающим человеком как с особой психологической разновидностью».
В этой связи цель исследования заключается в теоретическом, обосновании, роли и статуса профессиональной деятельности медицинского психолога. На основании поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Описать общую характеристику медицинской психологии в России;
2. Проанализировать основную сущность роли и статуса медицинского психолога;
3. Раскрыть функции и роль медицинских психологов на примере воспитательных и образовательных учреждений
Объект исследования - профессиональная деятельность медицинского психолога. Предмет исследования – роль и статус медицинского психолога в его деятельности.
Вся работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
Основные методы исследования: теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы; системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы; изучение нормативно-правовых документов в области психолого-медицинского образования.
Методологической и теоретической основой данного исследования явились труды следующих авторов: Натвеев В.Ф., Немов Р. С., Репина Н.В., Сироткина И. Е., Тарабрина Н. В., и многие другие
А так же статьи в периодических журналах, нормативно-правовые акты и законодательства.
Список использованных источников
I. Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации 12. 12. 1993г. // Российская газета. -1993. – 25декабря
2. Федеральным законом от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // ИПС «Консультант Плюс»
3. Приказ Минздрава РФ от 26.11. 1996г. №391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь» // ИПС «Консультант Плюс»
4. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.10. 1999г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» // ИПС «Консультант Плюс»
II. Специальная литература:
5. Натвеев В.Ф. Основы медицинской психологии этики и деонтологии М.: Наука, 1990. -214с.
6. Немов Р. С. Психологическое консультирование. М.: ВЛАДОС, 2001. -528с.
7. Репина Н.В. и др., Основы клинической психологии. М.: Медицина, 2002. -268с.
8. Сироткина И. Е. Психология в клинике: Работы отечественных психиатров конца прошлого века // Вопросы психологии. 1995. № 6.- С. 15-16
9. Тарабрина Н. В. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2000. -352с.
10. Федорова Е.Е. Проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе // Педагогика. №5. 2007. – С. 71-76.
11. Федорова Е.Е. Формирование адаптивных способностей студента в вузе // Вестник института культуры детства. №1. 2006. – С. 27-34.
12. Федорова Е.Е. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств будущих специалистов в вузе // Вестник института культуры детства. №2. 2007. – С. 47-53.
13. Шапарь В. Б. Практическая психология. Р-н-Д: Феникс, 2004. -768с.