Введение
В настоящее время в российской системе образования происходят значительные перемены. Меняются цели, содержание, а главное методы воспитания, где главными установками является изменение авторитарного и традиционного воспитания, на гуманистическое, личностно-ориентированное обучение. Для тематики данного исследования это особенно важно, так как леворукие дети – это в первую очередь дети с особыми нуждами в общеобразовательной среде, требующие создания новых усовершенствованных технологий для работы с ними. В отношении леворуких детей необходимо учитывать их психофизиологические особенности, важно создавать оптимальные условия для полноценного развития каждого из них, а так же для эффективного формирования индивидуальности и личностного становления. Леворукие дети часто нуждаются в оказании психолого-педагогической помощи, так как они отличаются от подавляющего большинства праворуких детей. На фоне этого у многих леворуких детей процесс адаптации в праворуком мире происходит слишком медленно, либо вообще не происходит, поэтому тематика данного исследования особенно актуальна, если учесть, что с каждым годом, число леворуких детей склонно увеличиваться.
Достаточно весомая методологическая база работ о проблемах леворукости была написана до настоящего времени, особенно хотелось бы отметить, таких ученых как Чуприков А.П., 1985; Макарьев И.А., 1995; Москвин В.А., 1996; Безруких М.В., 1998; данные авторы подчеркивают целесообразность и важность осторожного и чуткого отношения к леворуким детям. Особенности функциональных асимметрий ребенка, в том числе и леворукость рассматриваются и учитываются в современных изданиях по детской патопсихологии (Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., 2000). Проблемы обучения леворуких детей, как правило, связаны с существующими проявлениями минимальной мозговой дисфункции и обусловленные ими задержки психического развития (Марковская И.Ф., 1993). В этой связи за последние годы в данном тенденции было выполнено огромное число исследований, которые намечают перспективность и необходимость применения нейропсихологических знаний при анализе проблем школьной неуспеваемости (Семенович А.В.., 1992; Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К., 1994; Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., 1995; Симерницкая Э.Г., 1995; Москвин В.А., 1996; Еремееева В.Д., Хризман Т.П., 1997).
Предметом исследования являются основные характеристики леворуких детей. Объектом – выявление проблем леворуких детей в ходе учебной деятельности.
В связи с этим цель исследования – научное обоснование психологических проблем леворуких детей в школе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить на уровне теоретического анализа психологические проблемы леворуких детей в школе;
2. Описать организацию и методы психологической помощи в адаптации леворуким детям в процессе учебной деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования могут быть использованы для пополнения психологических знаний, а особенно для психолого-коррекционных работ с леворукими детьми.
В ходе работы были использованы таки методы как: общенаучный диалектический метод познания, исторический, системный, анализ литературы по психологическим проблемам леворуких детей в школе.
Вся работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложение.
Методологической и теоретической основой исследования явились теоретические разработки и выводы отечественных исследователей. Базовой основой исследования послужили следующие учебные материалы: Абрамова Г.С., Дубровина И.В., Крыско В. Г., Кочергин А. Н., Леонтьев А.Н., Лурия А. Р., Небылицын В.Д., Орлов А. Б., Рубинштейн С. Л., Хомская Е.Д., Москвин В.А., Чумаков Б. Н., и др.
Список использованных источников
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. М.: Академический Проект, 2001. -480 с. – ISBN 5-8291-0124-6
2. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии. М.: Академия, 2005. -189с. – ISBN 5-86825-014-1.
3. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М.: Академия, 2001. -160с. ISBN 5-7695-0189-8
4. Крысько, В. Г. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -290с. – ISBN 5-89144-162-4
5. Кочергин, А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М.: МГУ, 1996. -80с. – ISBN 3-69-133-5
6. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Зерцало, 2000. -476с. –ISBN 5-86776-144-2
7. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2007. -320c. – ISBN 5-94723-559-5
8. Небылицын, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2005. -688с. – ISBN 5-89395-123-9
9. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека. М.: Академия, 2002. -272с. – ISBN 5-272-00266-0
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. -714с. – ISBN 5-86324-0
11. Хомская, Е.Д., Москвин В.А. Проблемы леворукости в дифференциальной психофизиологии // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. 2000. №3. С. 20-23
12. Чумаков, Б. Н. Валеология. М.: Педагогическое общество России, 2002 -407с. – ISBN 5-93134-023-8