Введение
В связи с реформированием образования и сменой образовательной парадигмы проблема воспитания на всех образовательных уровнях стоит особенно остро. Современные реалии образовательной жизни свидетельствуют о том, что в постсоветском образовательном пространстве воспитательная компонента как рудиментарный орган старой системы утратила свою значимость, новая же парадигма воспитания еще только складывается и обретает новые аксиологические смыслы.
В этой пограничной ситуации воспитательные процессы ослаблены и в основном зависят от воли и мастерства педагогов, поэтому формирование психологических предпосылок для осуществления и реализации воспитательной работы в школе направленных на полноценное и эффективное воспитание, достигающееся педагогом, являются актуальными, в сегодняшней системе образования. Т.к. педагога – это разносторонняя личность, которая играет доминантную роль в обучении и воспитании, ученика.
В настоящее время накоплен огромный эмпирический материал и методологическая база работ об осуществлении воспитательной работы в школе: актуальные проблемы педагогического образования (Н. Г. Осухова 1990; Е. Н. Шиянов 1995; В. А. Сластенин 1997; Е. А. Леванова 1999); педагогическая диагностика (К. Ингенкамп 1991; В. Г. Казанович 1995); проводились исследования и анализ учебной деятельности (В. В. Рубцов 1987; В. Я. Ляудис 1989); раскрывались стратегии педагогического взаимодействия (Ш. А. Амонашвили 1995; И. П. Смирнов 1998; Г. К. Салевко 1998), и многие другие не менее важные авторы.
Предмет исследования: процесс воспитательной работы в школе. Объект исследования: особенности формирования основных психологических предпосылок для осуществления учебной деятельности.
В этой связи целью исследования является анализ «воспитательной работы в школе» и объективные психологические предпосылки, необходимы для ее осуществления. На основании поставленной цели определим задачи в исследовании:
1. Проанализировать теоретические аспекты психологических предпосылок для осуществления воспитательной работы в школе.
2. Исследовать психологические принципы как предпосылки реализации учебной деятельности в школе.
Практическая значимость заключается в том, что проведенное исследование может использоваться для изучения вопросов по проведению воспитательной работы в школах.
При написании работы были использованы различные методы, с помощью которых было проведено исследование, например, такие как исторический метод, системный, анализ научных концепций и теорий сравнения, наблюдения, анализа документов и др.
Вся работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.
Базовой основой исследования послужили учебные материалы по введению в общую психологию и педагогику авторов: Багишаев З.А., Быков А.К., Исаев И.Ф., Крысько В. Г., Радугина А. А., Якиманская И., Селевко Г.К.
Вспомогательным материалом для работы явились теоретические разработки исследователей ученых в области педагогики и психологии, статьи в сборниках и периодической печати следующих авторов: Бордовская Н.В., Реан А.А., Брызгалова С.И., Гребенюк О.С., Землянская Е.Н., Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н., Милорадова Н.Г., Резниченко М.Г., Сиденко А.С.
Список использованных источников
1. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб: Питер, 2002. -432с. — ISBN 5-272-00266-0
2. Багишаев, З.А., Быков А.К. Воспитание: Современные парадигмы. М.: Академия, 2006. -160с. — ISBN 5-8872-036-1
3. Брызгалова, С.И. Введение в научно-педагогическое исследование. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. -151с. — ISBN 5-88874-419-0.
4. Гребенюк, О.С. Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе. Калининград: Изд-во КГУ, 2001. -103с. — ISBN 5-88874-180-9
5. Землянская, Е.Н.Управление начальной школой. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. -240с. — ISBN 5-85235-079-6.
6. Исаев, И.Ф. О модели профессиональной педагогической культуры учителя // Проблемы и перспективы развития профессиональной деятельности учителя. 2002. №4. С. 41-45.
7. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, 2000. -384с. — ISBN 985-433-498-8.
8. Кулагина, И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М.: Сфера, 2006. -464с. — ISBN 5 -89144-162-4
9. Милорадова, Н.Г. Психология и педагогика. М.: Гардарики, 2005. -335с. — ISBN 5-8297-0251-7
10. Радугина, А. А. Психология и педагогика. М.: Центр, 2003. -256с. — ISBN 5-88860-054-7
11. Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность. - Самара: Издательство СГПУ, 2003. -132с. — ISBN 5–8428–0426–3
12. Селевко, Г.К. Проблемное обучение // Школьные технологии. 2006. №2. С. 61-64.
13. Сиденко, А.С. Проекты и исследования в развивающейся школе. М.: АПКиППРО, 2007. -80с. — ISBN 5 – 09 – 008911 – 6
14. Якиманская, И. Личностно ориентированная школа - схема анализа деятельности // Директор школы. 2003. №6. С. 18-20