Введение
Основная проблематика данного вопроса – место и роль государства в рыночной экономике, заключается в том, что, определяя государство, как источник регулирования экономики нельзя обойти вниманием проблему его современного состояния. Последнее определяет тот вывод, что для России радикальное «оздоровление» самого государства является исходным и обязательным условием формирования и реализации вообще какой бы то ни было осмысленной стратегии российского ответа. Данная постановка вытекает из того факта, что современное российское государство, как представляется, в принципе не способно реализовать данную функцию.
Речь идет о признаваемой всеми проблеме «разбалансированности» государственного механизма на всех его уровнях (федеральном, субъектов федерации, местном) и во всех разрезах (законодательная, исполнительная, судебная системы), нарушающей его целостность.
Актуальность данной темы выражается в том, что укрепляя государство, обеспечивая его роль и место в экономической системе, адекватные современным рыночным механизмам, необходимо помнить, что во всяком государстве генетически заложена «склонность» к патернализму, несовместимому с действием механизмов саморегулирования. Поэтому необходимо с самого начала развивать соответствующие компенсационные механизмы, нейтрализующие тенденции огосударствления. В свою очередь это означает развитие институтов политической демократии и, прежде всего, институтов гражданского общества. В западно-европейской и северо-американских цивилизациях эти институты образуют важнейшую органическую часть механизма саморегулирования экономической жизни общества. Именно через них в значительной степени осуществляется общественный контроль за государством, за его ролью и местом в экономической жизни, в том числе через передачу его регулирующих функций нерыночным институтом гражданского общества, реализуются отношения общественного присвоения, ограничение экспансии частных, своекорыстных интересов. На этот факт обращал внимание еще И.Т. Посошков, отмечавший, что «иноземцы такие же люди, что и мы, да они гражданским уставом тверды и в мастерстве добры, а когда и у нас гражданский устав будет тверд, то могут наши художники и превышать их». Поэтому не удивительно то внимание, которое уделяется развитию этих институтов в странах, преодолевающих негативные последствия «социалистической» организации общественного производства.
Данная работа состоит из двух основных аспектов теоретического и аналитического. Целью теоретической части работы является раскрыть всю значимость места и роли государства в рыночной экономики. На основании данной цели выделим задачи:
― описать роль государства в экономических системах и концепциях;
― рассмотреть место государства в социальной рыночной экономике;
Целью аналитической части работы является провести анализ государственного регулирования рыночной экономики. На основании данной цели выделим задачи:
― изложить характеристику основных направлений экономической деятельности государства;
― изучить средства государственного регулирования экономики.
Список использованной литературы
1. Аникин А.В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса М.: Наука 1985, 128с.
2. Барр Р. Политическая экономия. М.: Наука 1994, 267с.
3. Булатова. А.С. Экономика М.: Экоперспектива 1997, 521с.
4. Базылева Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория Мн.: Книжный дом, 2004, 637с.
5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Экономика. СПб.: Питер, 1996, 584с.
6. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Пресс 1999, 412с.
7. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М.: Юнит 1997, 546с.
8. Пиндайк Р., Рубинфелъд Д. Экономика. М.: Пресс 1992, 298с.
9. Тарасевич Л. С., Добрынина А.И.Экономическая теория СПб.: Питер 1987, 332с.
10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика - М.: Инфра-М, 2002.-345с.