ВВЕДЕНИЕ
Транспорт – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Российской Федерации. Его эффективное функционирование, с одной стороны, является необходимым условием жизнедеятельности экономического комплекса и социальной сферы. С другой стороны, экономика и общество формируют “общественный заказ “ на развитие транспортной системы, которая по своим свойствам должна отвечать заданным потребностям транспортных услуг.
В настоящее время транспорт оказывает заметное влияние на экономическое развитие страны. Транспорт обеспечивает получение 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 миллиона человек, что составляет 4,6% работающего населения страны.
Автомобильный транспорт – ключевой элемент транспортной системы страны. На современном этапе автомобильный транспорт выполняет более 50% объемов перевозок грузов и пассажиров страны, являясь, по сути, главным перевозчиком страны. Автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозках дорогостоящих грузов на небольшие и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной торговли, производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого бизнеса. В промышленности доля автотранспортных издержек составляет не менее 15%, в строительстве – до 30%, в сельском хозяйстве и торговле – не менее 40%.Суммарно эти издержки, с учетом выполнения погрузочных и разгрузочных работ, составляют около 6% от ВВП страны.
В течение последних лет наблюдается значительный рост объема перевозок грузов на автомобильном транспорте, при этом объем коммерческих перевозок грузов автотранспортом в 2002 году увеличился на 8,9% против 1999 года.
При этом в 2000 году отмечался прирост на 9,2% к уровню предыдущего года ,снижение на 0,7% в 2001 году и незначительный прирост в 2002 году.
Нельзя не учитывать и недооценивать роль и значение автотранспорта, но ситуация на сегодняшний день такова, что в автотранспортной отрасли существует ряд очень серьезных проблем, которые влекут за собой увеличение суммарных издержек автотранспорта, рост выброса отрицательных веществ в атмосферу, ухудшение ситуации в области безопасности дорожного движения.
Основные проблемы автотранспортной отрасли:
- низкий технический уровень отечественных автомобилей, высокая степень их изношенности в эксплуатации, несоответствие структуры парка автомобилей номенклатуре грузов и требованиям обеспечения их сохранности;
- недостаточная развитость логистических систем и слабое развитие высокомеханизированной терминальной сети;
-крайне - недостаточное применение эффективных технологий междугородных перевозок грузов; децентрализация системы их организации; полная ликвидация системы загрузки порожних автомобилей грузом в попутном или обратном направлении;
- автотранспорт является наиболее ресурсоемкой отраслью; на его долю приходится порядка 2/3 объема всех нефтяных топлив, потребляемых транспортом, причем структура топливопотребления на автотранспорте и соответствующие удельные показатели, весьма далеки от достигнутых в развитых странах.
Осознавая основные проблемы отрасли, специалисты выделяют приоритеты в развитии автотранспорта, вот некоторые из них:
- совершенствование автотранспортной инфраструктуры и дорожной сети, устранение диспропорций и узких мест в их развитии;
- модернизация и обновление парка подвижного состава, с учетом соответствия требованиям международных стандартов;
- развитие эффективных транспортно – логистических технологий и перевозочных систем, обеспечивающих снижение издержек в обслуживаемых секторах экономики;
- комплексная информатизация автотранспорта на основе использования современных телекоммуникационных и навигационных систем;
- повышение инвестиционной привлекательности автотранспортного бизнеса;
- поддержка отечественных перевозчиков при осуществлении социально-значимых автотранспортных услуг и на международном транспортном рынке;
- совершенствование законодательно-правовой и нормативной базы, регламентирующей основные направления автотранспортной деятельности.
Рассмотрев основные проблемы, задачи и, конечно же, роль автотранспорта можно сделать вывод о том, что данная отрасль является весьма значимым сектором экономики страны.
Данные официальной статистики, приводимые на докладе рабочей группы Государственного Совета РФ “О транспортной стратегии РФ”, говорят о том, что автотранспорт перевозит значительную долю всех грузов страны, среди которых значительное место занимают грузы нефтяной отрасли. Это связано с тем, что Российская Федерация занимает одно из лидирующих мест в мире по добыче нефти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе проведен анализ производственно - хозяйственной деятельности УТТ ООО «ТН-Бурение». В этой части приведена краткая характеристика предприятия, характеристика автотранспортного хозяйства и рассмотрены эксплуатационные показатели использования автотранспорта.
В технологической части дипломного проекта был выбран маршрут движения автомобилей – маятниковый маршрут движения подвижного состава на линии. Составлены шесть маршрутов.
Для осуществления перевозок светлых нефтепродуктов был предложен подвижной состав – автомобили-цистерны модификации 46102 на шасси Урал-4320-01 грузоподъемностью 6 тонн и полуприцеп-цистерна модификации 9676 тягач на базе КамАЗ-43114. Для этих автомобилей были рассчитаны технико-эксплуатационные показатели использования на линии. Было определено также необходимое количество постов погрузки и разгрузки для бесперебойной работы подвижного состава – один пункт погрузки и шесть - разгрузки.
В организационной части проекта приведена организация оперативного планирования перевозок данного груза, составлены график движения автомобилей на маршрутах, график совместной работы погрузочных механизмов и подвижного состава, график выпуска подвижного состава на линию. Так же рассмотрена организация труда водителей и анализ ее соответствия требованиям Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей. В соответствии с трудовым законодательством был организован режим труда и отдыха водителей, составлен график сменности водителей. Также рассмотрена организация работы диспетчеров, приведены их функции и задачи по обеспечению бесперебойной работы подвижного состава. В этой части приведены все необходимые документы для осуществления перевозок.
В специальной части был предложен самовсасывающий насос СЦЛ-20-24Г. Здесь рассмотрено устройство и принцип действия данного насоса.
В экономической части из выбранного подвижного состава определен самый оптимальный для перевозок данного груза, им оказался полуприцеп-цистерна модификации 9676 тягач на базе КамАЗ-43114.
В разделе охрана труда и безопасность жизнедеятельности рассмотрены вопросы обеспечения безопасности перевозок, погрузочно-разгрузочных работ. Здесь же расписаны задачи служб по обеспечении безопасности движения, и внесены предложения по решению проблем загрязнения окружающей среды.