Введение
Олигополия — это рыночная структура, в которой действуют многочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.
Для олигополистической фирмы характерны следующие черты — высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как они выяснят характер реакции соперников.
Актуальность данной темы заключается в том, что олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода времени.
В отличие от других рыночных структур не существует универсальной теории олигополии. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных обстоятельствах.
Целью данной работы является изучить олигополию и ее характерные черты.
На основании поставленной цели выделим задачи работы:
― рассмотреть сущность и виды олигополии, изучить теоретические основы олигополистического рынка;
― раскрыть теорию олигополистического ценообразования;
― описать ломаную кривую спроса;
― выявить лидерство в ценах;
― разобрать олигополию и карательные соглашения;
― провести оценку в олигополии, изучить теорию игр и барьеры стратегического сдерживания;
― проанализировать практическое формирование олигополии на существующих рынках, изучить национальную и глобальную олигополию;
― раскрыть проблемы и перспективы развития олигополистического рынка;
В данной работе была использована и переработана литература следующих авторов: Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Радаева В. В., Некрасовский К., Макконел К. Р., Морозов В., Базылева Н. И., Гурко С. П., Авдашева С., Розанова Н., Аникин А.В., Эклунд К., Секерин В., Минеев Р., Толоконникова Ю., Дмитриев И., Камаева В.
Список использованной литературы
1. Аникин А.В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса М.: Наука 1985. -128с.
2. Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики 1997. №6.
3. Базылева Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория Мн.: Книжный дом, 2004. 637с.
4. Камаева В. Д. Экономика и бизнес М.: Пресс, 2003.-493с.
5. Морозов В. Анатомия кризиса – политика «отсроченной инфляции» // Вопросы экономики 1998. №9.
6. Макконел К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика - М.: Инфра-М, 2000.-589с.
7. Некрасовский К. Время работает против нас // ЭКО 2000. №2.
8. Радаева В. В. Экономика, М.: Пресс, 2003.-162с.
9. Секерин В., Минеев Р., Толоконникова Ю., Дмитриев И. Решение маркетинговых задач в условиях двухсторонней олигополии // Маркетинг 2001. №2.
10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика - М.: Инфра-М, 2002.-345с.
11. Эклунд К. Эффективная экономика. М.: Инфра, 2003.-581с.