Содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. В годы плановой экономики в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок. Конечно, же сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее «невидимой рукой рынка». Исходя из этого, можно смело заявить, что тема монополии и конкуренции в России является актуальным вопросом, на сегодня. Так как с переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции и монополия, их роли в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране. Цель исследование - разработка теоретических и научно-практических основ функционирования конкуренции и монополии в Российской экономике. На основании поставленной цели выделим следующие задачи: 1. Провести общую характеристику конкуренции в экономической категории; 2. Раскрыть теоретические основы становления и функционирования монополии в экономике; 3. Проанализировать монополизм в российской экономике, и выделить пути его преодоления. Объектом исследования является монополия и конкуренция. Предметом – характеристика монополии и конкуренции в Российской экономике. Вся работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, а так же списка использованных источников. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные методы познания: формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия), а также специальные юридические методы (историко-правовой, формально-юридический, метод сравнительного правоведения и системного анализа юридических явлений). Методологической и теоретической основой исследования явились теоретические разработки и выводы зарубежных и отечественных исследователей. В работе использовались статьи в сборниках и периодической печати по вопросам, рассматриваемым в работе. В качестве фактического материала использовались работы следующих авторов: Азоев Г. Л., Борисов Е. Ф., Горфинкель В. Я., Грузинов В. П., Долам Э Дж., Линдсей Д., Карлоф Б., Костоглодов Д. Д., Саввиди И. И., Стаханов В. Н., Клепач А., Лаптев М.Т., Радаева В. В., Рузавин Г. И. и др.
Список использованных источников 1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Банки и биржи, 2004. -354с. 2. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. М.: Новая волна, 2004. -385с. 3. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2005.-498с. 4. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательства. М.: СОФИТ, 2004.-475с. 5. Долам Э Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Питер, 2000.-317с. 6. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепции, содержание, символы. М.: Экономика, 2005. -467с. 7. Костоглодов Д. Д., Саввиди И. И., Стаханов В. Н. Маркетинг и логистика фирмы. М.: ПРИОР, 2000. -271с. 8. Клепач А. Конкуренция с «человеческим лицом» // Правительственный вестник. 2004. № 24С.57-59 9. Лаптев М.Т. Особенности становления потребительского рынка в России // Финансовый бизнес. 2003. №9 С.66-70. 10. Радаева В. В. Экономика. М.: Пресс, 2004.-162с. 11. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. М.: Банки и биржи, 2003. -504с. 12. Стоянова Е. С. Финансы маркетинга. М.: Перспектива, 2006.-547с. 13. Семенов В. М. Экономика предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.-455с. 14. Шеремет В. П. Конкуренция в современных условиях \\ Вопросы экономики, № 11, 2004.С.50-55 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип работы: Курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Год: 2008 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страниц: 34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|