Раздел I Исследования в современном менеджменте 8
Тема 1 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 9
1.1. ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.2. ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 10
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.4. ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ 11
Tема 2. МЕНЕДЖЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА 12
2.1. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ 12
2.2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА 13
Раздел II. Методология исследования систем управления 14
Тема 3. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 14
3.1. Методология исследования 14
3.2. Проблема в методологии исследования систем управления 15
3.3. Процессуально-методологические схемы исследования систем управления 18
Тема 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ 20
4.1. Диалектический подход в исследовании систем управления 20
4.2. Принципы диалектического подхода к исследованию 21
4.3. Диалектические методы исследования 22
4.4. Сочетание различных подходов в исследовании 22
Тема 5. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 23
5.1. Состав и использование общенаучных методов исследования 23
5.2. Конструирование определений 24
5.3. Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследовательского мышления 25
5.4. Методы классификации, обобщения и типологии 26
5.5. Методы морфологического анализа 29
5.6. Методы доказательства 31
5.7. Методы моделирования в исследовании систем управления 33
5.8. Полемика как метод исследования систем управления 33
5.9. Общенаучный метод экспериментирования 35
Тема 6. Системный подход в исследовании управления 35
6.1. Конкретно-реальное и предметно-методологическое содержание понятия "система" 35
6.2. Система управления как объект исследования 36
6.3. Основные принципы системного подхода 38
Тема 7. Специфические методы исследования систем управления 40
7.1. Состав и классификация специфических методов исследования систем управления 40
7.2. Методы изучения документов 41
7.3. Методы социологических исследований управления 41
7.4. Метод экспериментирования "деловая игра" 41
7.5. Методы тестирования 43
7.6. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления 44
7.7. Метод исследования взаимодействия факторов 46
РАЗДЕЛ III. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 47
Тема 8. Программа и план исследования 47
8.1. Программа исследования: структура, разработка и содержание 47
8.2. Планирование исследования систем управления 47
Тема 9. Формы и факторы организации исследования 49
9.1. Организация исследования: условия, требования, виды 49
9.2. Технологии исследования систем управления 50
9.3. Консультирование как форма организации исследования систем управления 52
9.4. Образовательно-исследовательские структуры в системе управления 53
9.5. Формирование интегрального исследовательского интеллекта 54
9.6. Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта 57
Раздел IV. ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 59
Тема 10. Диверсификация исследования 59
10.1. Процессы диверсификации исследования: потребность, настоящее, будущее 59
10.2. Состав и система диверсифицированных методов исследования 60
Тема 11. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления 60
11.1. Разнообразие методов творческого поиска решений в исследовании проблем 61
11.2. Интуиция в деятельности человека 61
11.3. Стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности 62
11.4. Выбор стратегии интуитивного поиска 62
Тема 12. Метод "мозгового штурма" 63
12.1. Содержание метода "мозгового штурма" 63
12.2. Использование метода "мозгового штурма" 64
12.3. Группа "мозгового штурма" 66
Тема 13. Метод синектики в исследовании управления 67
13.1. Понятие и идеи синектики 67
13.2. Операторы синектики 68
13.3. Формирование и деятельность синектических групп 71
Тема 14. Методы проектирования концепций 73
14.1. Проектирование концепции 73
14.2. Методы дивергенции, трансформации и конверсии 74
14.3. Использование методов проектирования концепции и стратегия исследовательского мышления 75
Тема 15. Метод Мэтчета в исследовании управления 76
15.1. Содержание метода Мэтчета 76
15.2. Режимы мышления 76
РАЗДЕЛ V. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 79
Тема 16. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса 79
16.1. Понятие эффективности исследования и основные факторы ее формирования 79
16.2. Исследовательский потенциал управления 79
16.3. Принципы обеспечения эффективности исследования 81
Тема 17. Фактологическое обеспечение исследования 82
17.1. Понятие факта и его роль в исследовании 83
17.2. факты и информация. Функции факта в исследовании. Состав фактов 83
17.3. Система фактов. Фактология 85
17.4. Фактология и научное обоснование явлений 85
Тема 18. Оценки в исследовании систем управления 86
18.1. Роль оценивания в исследовании систем управления 86
18.2. Принципы оценивания 87
18.3. Виды оценки параметров управления 88
18.4. Конструирование и использование показателей 89
18.5. Система показателей для исследования управления 90
Тема 19. Мышление исследователя 92
19.1. Мышление в исследовательской и управленческой деятельности 92
19.2. Типология мышления 93
19.3. Эффективное мышление исследователя 98
Тема 20. Креативное образование современного менеджера 99
20.1. Содержание и особенности креативного образования 100
20.2. Отличительные признаки креативного образования 101
20.3 Формулы образования менеджера 106
20.4. Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера 106
Заключение 107
Тест по курсу "Исследование систем управления" 109
Среди дисциплин Государственного стандарта по специальности "Ме¬неджмент" одно из центральных мест занимает дисциплина "Исследование систем управления". Она входит в цикл общепрофессиональной подготов¬ки. Это новая дисциплина, по которой учебников пока еще недосточно.
Ее назначение и цель:
• разбудить и развить у студента и слушателя, творческие способности, перспективное мышление, вкус к исследовательской деятельности, мо¬тивировать научный и новаторский подход к управлению;
• дать знания и навыки практического исследования управления, ана¬лиза существующих ситуаций, опирающегося на предвидение и пони¬мание будущего.
Такие цели может и должен преследовать учебник особого типа — учебник, учитывающий всю совокупность тенденций развития современного образо¬вания, все возможности повышения его эффективности и качества, все факторы позитивных и негативных изменений, происходящих в социально — экономи¬ческом развитии.
Именно таким и был задуман данный учебник. Отвечает ли он этим вы¬соким требованиям? Судить Вам, уважаемый Читатель. Но мне хотелось бы прежде чем перейти к изложению учебного материала, дать некоторые пояс¬нения, конкретизировать мое представление о современном и будущем учебнике (схема 1,2).
Во-первых, учебник должен быть ограничен определенным объемом. Это необходимо для: а) более ясного видения его логики, б) полноты проблема¬тики, в) соответствия объему учебных часов, предусмотренных учебным планом, г) удобству использования в учебном процессе.
Во-вторых, стиль представления материала должен быть по возможности простым и ясным, четким и ритмичным. Но такой стиль не должен снижать глубины знаний и проблематичности материала. Он не является требованием представления только устоявшихся, а, следовательно, во многом устаревших знаний.
В-третьих, он должен расширять возможности восприятия материала. Существует множество способов получения учебной информации: прослу¬шивание аудиторной лекции, общение и консультации с педагогом, чтение учебной литературы, анализ визуализированной информации (схем, рисун¬ков, формул и пр.), работа с компьютерной обучающей программой или с консультационно-оценочными тестами, обсуждение проблем в группе (кейс-стади), обмен идеями, знаниями и опытом в дискуссиях и деловых играх.
1. Джонсон Р. и др. Системы и руководство (теория систем и руковод¬ство системами)
2. Мончев Н. Разработки и нововведения
3. Роль объективного и субъективного в управлении производством
4. Елфимов Г. М. Возникновение нового
5. Сичивица О. М. Методы и форма научного познания
6. Социальное познание и управление
8. Аверьянов А. Н. Системное познание мира. Методологические про¬блемы
9. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических ис¬следований
10. Диалектика познания сложных систем / Под ред. В. С. Тюхтина
12. Иванова И. И. и Асеев В. Г. Методология и методы психологических исследований
13. Ивлева Л. А. и Сивоконь П. Е. Социальный эксперимент и его мето¬дологические основы
14. Коган Л. Н. Социальное планирование: работа, образование, быт
15. Проблемы методологии социального исследования
16. Управление, планирование и организация научных и технических ис¬следований.
17. Рейльян Я. Р. Основа принятия управленческих решений
19. Григоров В. М. Эксперты в системе управления общественным про¬изводством
20. Лук А. Н. Психология творчества
21. Жариков Е. С., Золотов А. Б. Как приблизить час открытий
22. Дж. Джонс Инженерное и художественное конструирование
23. Де Бено Э. Латеральное мышление
24. Поварнин С. И. Спор о теории и практике спора
25. Рузавин Г. И. Логика и аргументация
26. Сэмюэл А. Мэлоу Навыки мышления для менеджера
27. Аванесов В. С. Тесты в социалогическом исследовании
28. Куприян, Проблема эксперимента в системе общественной практики
29. Вагин И. О. Думай и побеждай. Практическая психология
30. Коротков Э. М. Концепция менеджмента
Что бы найти нужную Вам книгу в свободном доступе
ИСПОЛЬЗУЙТЕ СЕКРЕТНЫЕ БИБЛИОТЕКИ РЕФЕРАТЧИКОВ!!!
Для этого СКАЧАЙТЕ КАТАЛОГ уникальных БИБЛИОТЕК
У НАС НА САЙТЕ(см. ниже)