Актуальность темы курсовой работы «Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений» обусловлена тем, что современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Цель курсовой работы – это раскрытие содержания конкуренции и ее разновидностей.
Для достижения поставленной цели необходимо следующие задачи, а именно:
1. Рассмотреть сущность и формы конкуренции
2. Изучить виды конкуренции
3. Охарактеризовать состояние и роль конкуренции в механизме функционирования рынка в России.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.
При написании курсовой работы был использован разнообразный учебный материал. Хотелось бы отметить учебник «Экономика» под ред. А. С. Булатова, который помог раскрыть понятие и содержание конкуренции. Также хотелось бы отметить учебник Борисова Е. Ф. «Основы экономической теории», в котором указаны основные формы и виды конкуренции.
Также при написании курсовой работы был использован периодический материал: журналы «Правительственный вестник», «Вопросы экономики».
10. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2003. –504с.
11. Стоянова Е. С. Финансы маркетинга. – М.: Перспектива, 2005.-547с.
12. Шеремет В. П. «Конкуренция в современных условиях» \\ Вопросы экономики, № 11, 2004.С.57
13. Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: БЕК,2004.С.27-30
14. Экономика и бизнес. / Под ред. В. В. Кашаева. – М.: МКТУ им. Баумана. 2002.-374с.
15. Экономика предприятия: Учебник./ Под ред. В. М. Семенов. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.-455с.