Введение
В основе современных глобальных перемен, фундаментальных цивилизационных процессов лежит новая роль информации и информационных технологий во всех сферах жизни, особое значение обрели интеллект и интеллектуальное производство, произошла смена парадигм модернизма и рационализма на постмодернизм со всеми его парадоксами персонализации и масскультуры, культа непосредственности и индивидуальной распущенности. Вот почему, оставаясь в рамках старых подходов и опираясь лишь на свое «мне так кажется», невозможно ни понять себя, ни объяснять окружающий мир, а тем более адекватно рассказать о нем другим. Журналисты как представители информационной культуры, первые прочувствовали произошедшую трансформированию, в связи, с чем появилась необходимость, изменятся и самому представителю. Появление социологической журналистики решающий шаг в данном направление.
Именно социологическая журналистика представляет всю совокупность журналистских текстов, с одной стороны, включающих в себя социологические представления и факты, с другой – показывающих результаты журналистского познания действительности в качестве социологических выводов и фиксируемых явлений. Определение, которое не претендует на исчерпывающее обобщение, следует рассматривать в контексте практических результатов журналистской деятельности. Именно в таком аспекте особую значимость приобретают социологическое мышление, социологическая культура в целом как обязательные компоненты профессионализма творческого работника СМИ, что является особенно актуально, т.к. без этих составляющих не рождается, сколько бы то ни было серьезное произведение в газете, журнале, теле- и радио эфире. А социологическое мышление журналиста в своей сути объемно, многомерно, перспективно и в известном смысле слова ретроспективно, т.е. обладает предысторией, современным бытием и будущностью.
Цель исследования – обозначение особенностей социологической культуры как решающего фактора успешной деятельности журналиста. Эта цель реализуются через решение следующих задач:
1. Общее обоснование социальной культуры журналиста;
2. Характеристика социологической культуры как слагаемого мастерства журналиста.
Структура работы. Вся работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Основные методы исследования: теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля характеристик; системный подход послужил основой целостного рассмотрения характеристик.
Методологической и теоретической основой данного исследования явились труды следующих авторов: Авраамов Д.С., Аладышева К.Ю., Корконосенко С.Г., Фомичева И. Д., и др.
Список использованных источников
- Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. –271с.
- Аладышева К.Ю. Метод социологического эксперимента в журналистике // Информационная политика в регионе: между прошлым и будущим. Саранск, 2003. С. 111–114.
- Корконосенко С.Г. Социологические публикации в прессе // Социология журналистики: Очерки методологии и практики. М.: Эксмо, 1998. С. 184.
- Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание, 2000. –272с.
- Фомичева И. Д. Журналистика и социология. М.: Юнити, 1995. С. 26- 39.