Введение.
Проблема употребления алкоголя подростками очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Во всём мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодёжи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодёжью, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками.
Особенно гибельно злоупотребление алкоголем в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. При систематическом употреблении алкоголя развиваются опасные болезни, а также сохраняется высокий уровень заболеваемости алкогольными психозами. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы. Общественное отношение к ранней алкоголизации сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как негативное и отвергающее. Социальный аспект проблемы заключается в том, чтобы понять всю сложность взаимоотношений между подростком, употребляющим алкоголь и разными уровнями его социального окружения.
Материалы статистики свидетельствуют о росте алкоголизма, наркомании и токсикомании в подростковой среде. Практически половина поставленных на учет в 2003 году наркоманов, токсикоманов и алкоголиков являются несовершеннолетними. Данный факт имеет принципиальное значение, так как распространяются венерические заболевания и особенно ВИЧ инфекции, что напрямую связывается экспертами с употреблением наркотиков.
Статистические данные, на конец 2006 года по городу Набережные Челны свидетельствуют: на учете ОППН УВД состоит 1,3% подростков, в наркодиспансере состоит на 1 декабря 2006 г. 1345 человек, в милицейских списках наркозависимости значится 2869. Но врачи, и сотрудники УВД признают, что на самом деле, их около 10 тысяч (на 500 тысяч населения) и почти половина из них дети, 270 человек носители ВИЧ инфекции.
В то же время в стране сложилась неблагоприятная морально- психологическая атмосфера, проявляющаяся в ослаблении процессов общественного противодействия этому явлению. Практика антиалкогольной борьбы показывает, что решение конкретных вопросов по предупреждению и вытеснению негативных явлений невозможны без глубокого изучения причин, вызывающих потребление спиртных напитков и способствующих распространению алкоголизма среди молодёжи. Поэтому алкоголизм невозможно преодолеть без решения всего комплекса социальных проблем, для решения которых необходимо знание особенностей каждой социальной проблемы в отдельности и их комплекса в целом.
Исследование проблем алкоголизма и система работы по преодолению его последствий занимают особое место в исследованиях отечественных педагогов, психологов, физиологов и медицинских работников (Абрамова Р. [1], Арефьева А.А. [3], Бехтель Э.Е. [7 ], Бухтинова И.С. [10], Егорова А.Ю.[20], Макарова В.В. [36], Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. [37] Сайфеев А.А. [42], Сборщикова К., Терентьева А. [43], Шурыгина И. [55] и др.), которые рассматривали педагогические и социальные аспекты подросткового алкоголизма. Этими специалистами выявлено, что главные факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении алкоголя - возрастные особенности, неблагоприятная макросоциальная ситуация развития, отклонение в функционировании высшей нервной деятельности. Ими так же выявлены причины, толкающие подростка на то, чтобы в первый раз попробовать алкоголь, рассмотрены условия, определяющие частоту употребления алкоголя детьми и подростками.
Направления, структура, содержание, особенности деятельности социального педагога, изучали, Баженов Б.Г. [4], Ветров Н.М. [12], Галагузова М.Г [15], Закатова И.Н. [23], Сирота Н.А., Ялтонский В.М. [46] Указанные авторы отмечают, что целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей. Методами социально–педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально значимые качества личности подростка, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.
Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю.
Исходя из актуальности обозначенной проблемы нами была выбрана тема исследования: «Организация профилактической работы с подростками, склонными к алкоголизму».
Цель исследования – теоретически обосновать и на практике проверить эффективность организации и проведения профилактической работы с подростками, склонными к алкоголизму.
Объект исследования: система социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения.
Предмет исследования: направления профилактической работы с подростками, склонными к алкоголизму.
Гипотеза: Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к алкоголизму будет эффективной, если выявлены уровни алкоголизации подростков; определены ведущие направления и содержание работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя, реализована система профилактической работы.
Задачи исследования:
1. Изучить систему социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения.
2. Определить ведущие направления и содержание работы с подростками, склонными к алкоголизму.
3. Определить уровни алкоголизации подростков.
4. Доказать эффективность организации и проведения профилактической работы с подростками, склонными к алкоголизму.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, обобщение и систематизации социально-педагогической, психологической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: изучение документации учреждения; беседы с администрацией, социальным педагогом, психологом; анкетирование родителей; диагностическая методика, направленная на изучение уровня алкоголизации подростков.
3. Социологические: обработка и интерпретация полученных данных, применение методов математической статистики.
Теоретические основы исследования заложены в трудах, Галагузовой М.А. [15], Менделевич В.Д. [37], Холостовой Е.И. [52], физиологов Бехтеля Э.Е. [7], Егорова А.Ю. [20], Сайфеева А.А.[42].
Научная новизна исследования заключается в том, что систематизированы и комплексно представлены содержание, структура и направления профилактической работы с подростками, склонными к алкоголизации; определены критерии и уровни алкоголизации подростков и разработана система дифференцированного подхода к организации профилактической работы с подростками разных уровней алкоголизации; предложены рекомендации практическим работникам.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, апробации и определении эффективности профилактической, социально-педагогической работы с подростками разных уровней алкоголизации.
Положения на защиту:
1. Система социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения.
2. Направления профилактической работы с подростками, склонными к алкоголизму.
3. Уровни и критерии алкоголизации подростков.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения. Дипломная работа выполнена на 106 листах, включает в себя 4 таблицы, 12 диаграмм и 7 приложений.
Список использованной литературы - 55 источников