ВВЕДЕНИЕ
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Современная ситуация в России: экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, поразившая все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.
В настоящее время российская семья сталкивается с целым рядом острых проблем, затрагивающих различные стороны ее жизнедеятельности и основные функции: репродуктивную, экономическую, социализирующую, рекреативную, воспитательную.
Семейное воспитание, как организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач, наиболее важные из которых всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Решение указанных задач значительно осложнено в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. В настоящее время каждая третья семья неполная.
В неполной семье нарушен психологический климат, для нее характерны большая изолированность и оторванность от окружающего мира. В такой семье мать вынуждена выполнять множество чисто мужских функций и ролей, в результате чего дети получают одностороннее воспитание.
Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.
Изучением данной проблемой занимались такие авторы как Дементьева И. (10, 11, 12), Дружинина Н. (13), Дармодехин С. (9), Соколова Е.Т. (42), Холостова Е.И. (46, 47, 48).
Проблемы в неполных семьях приводят не только к ухудшению и снижению стабильности материального и жизненного положения разведенных супругов, но и к одиночеству, озлобленности, нарушению общепринятых норм поведения (алкоголизм, наркомания, проституция), ухудшению самочувствия, настроения, тонуса, появлению чувства своей ненужности, заброшенности, отчужденности, снижению активности и трудоспособности, что определяет актуальность выбранной нами темы исследования. Необходимо изучить особенности процесса воспитания детей в данных семьях, раскрыть основные направления работы социального педагога с неполными семьями.
Цель нашего исследования - теоретически обосновать и практически доказать эффективность социально-педагогической работы по гармонизации детско-родительских отношений в неполной семье.
Объект исследования - процесс воспитания детей в неполных семьях.
Предмет исследования - формы социально-педагогической работы по гармонизации детско-родительских отношений в неполной семье.
Гипотеза исследования: социально-педагогическая работа по гармонизации детско-родительских отношений в неполной семье будет эффективной, если изучены особенности детско-родительских отношений в неполной семье, выбраны ведущие формы работы, определены и апробированы основные направления социально-педагогической работы с неполной семьей.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить особенности воспитания ребенка в неполной семье.
2. Изучить состояние работы с неполными семьями в условиях профильной школы.
3. Выбрать и проверить на практике эффективные формы работы с неполной семьей, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений.
4.Разработать методические рекомендации для практических работников
Методы исследования:
1. Теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической, социально-педагогической и методической литературы.
2. Эмпирические: изучение документации учреждения, беседа с социальным педагогом, классным руководителем, психологом, родителями, диагностическая методика направленная на изучение взаимоотношений родителей и детей.
3. Социологические: обработка и интерпретация полученных данных.
Теоретические основы исследования заложены в трудах Дементьева И. (10, 11, 12), Дружинина Н. (13), Дармодехина С. (9), Соколова Е.Т. (42), Холостовой Е.И. (46, 47, 48).
Научная новизна исследования заключается в том, что систематизированы и комплексно представлены, направления, содержание и структура деятельности социального педагога по гармонизации детско-родительских отношений в неполной семье.
Практическая значимость исследования обуславливается тем, что оно направленно на поиск эффективных форм работы с неполной семьей, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений, разработку рекомендации практическим работникам.
Положения на защиту:
1. Особенности воспитания в неполной семье, обусловленные характером взаимоотношений детей и родителей.
2. Система социально-педагогической деятельности с неполной семьей, направленная на гармонизацию детско-родительских отношений.
3. Мониторинг детско-родительских отношений в условиях неполной семьи.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения. Дипломная работа выполнена на листах, включает в себя таблиц, диаграмм и приложений.