ВВЕДЕНИЕ
Объективные потребности человека и общества в защите от опасностей, возникшие с появлением человека, в настоящее время достигли наивысшего уровня. Особое значение они имеют для России, где наблюдается высокая смертность населения от внешних причин (травматизм, алкоголизм, региональная заболеваемость и т.п.); высокий уровень его урбанизации; значительная изношенность технических средств и оборудования в отраслях экономики и, как следствие, высокая аварийность; низкое качество атмосферного воздуха и других компонентов среды обитания в крупных городах и промышленных регионах; нарастающее негативное влияние на здоровье людей других антропогенных и техногенных опасностей.
Не случайно, что безопасность жизнедеятельности, как наука, возникла в России в конце восьмидесятых годов 20 столетия и сейчас находится в стадии своего формирования. Ее становление и развитие опирается на научно-практические достижения в области техники безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, пожарной защиты, гражданской обороны, защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии и основывается на законах и подзаконных актах.
В развитие науки о БЖД большой вклад внесли отечественные научные школы, активно работающие в области защиты человека от вредных и травмоопасных факторов (защита от поражений электрическим током, защита от шума и вибраций, электромагнитных полей и излучений, ионизирующих излучений и т.п.). Достигнуты успехи отечественных ученных в области нормирования воздействия опасностей на человека, как в производственной среде, так и в условиях населенных мест. В последнее десятилетие в России значительный прорыв реализован в развитии и совершенствовании системы образования в области БЖД. Общее направление научной и практической деятельности в области БЖД соответствует программе действий «Повестка дня на 21 век» (Материалы Всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992г.), заложившей основы дальнейшего развития Мира. В программе указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее - это комплексно решить проблемы развития экономики, сохранения окружающей среды и здоровья людей. Основу решений должно составить устойчивое развитие всех процессов, всемирная экономика ресурсов, безопасные и экологические технологии, просвещение и подготовка кадров в области безопасного взаимодействия с окружающей средой. Особое внимание в программе предлагается уделить подготовке будущих руководителей всех сфер деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ.Белов и др. Под общ. Ред. С. В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2001 г.
2. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности (“Безопасность жизнедеятельности”, 2001г №1, с4-10).
3. Белов СВ. Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности (“Безопасность жизнедеятельности" 2002г№2, с.37-40, №3-c. 37-43).
4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. Учебных заведений (С.В. Белов и др. под общ. Ред. С.В. Белова) М. Высшая школа, 2001.
5. Русак ОН и др., Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие 3-е изд. СПб Изд. "Лань" 2000г.
6. Соколов Э.М. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Тула Издат. «Гриф и К» 2001 г.
7. Ушаков и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. М. МГТУ. 2000