Введение
Внедрение маркетинга в банковскую сферу происходит параллельно процессу перехода к рынку всех структур и сфер экономики. Это обстоятельство усиливает значение необходимости функционирования маркетинга в банковской сфере.
Проблематика данного вопроса состоит в том, что маркетинг как отдельна отрасль очень молодая наука, и его функционирование на Российских предприятиях началось сравнительно недавно в XX столетии. Тем не менее, маркетинг уже успел занять очень важное место в современной экономической системе. Для успешного роста любому предприятию, в том числе и банку очень важно честное, слаженное функционирование всей системы в целом, а это значит и безупречная работа отдельных ее звеньев. К сожалению, эффективное функционирование маркетинговых служб на предприятиях, в условиях современной отечественно экономики серьёзно затруднено, и допускается лишь в виде отдельных приемов и методов маркетинговой работы, что негативно сказывается на отечественных предприятиях.
Данная тема является актуальной по нескольким причинам, во-первых, маркетинг в банковской деятельности играет важную роль в работе кредитного отдела, он помогает выполнить анализ кредитоспособности клиента, проверить устойчивость финансового положения и определить степень риска в установлении и развитии с ним кредитных отношений.
Во-вторых, для банка, действующего в условиях изменения конъюнктуры денежного рынка, использование маркетинга позволяет решать стоящие перед ним задачи: обеспечение рентабельной работы; гарантирование ликвидности банка; поддержание его имиджа; максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг; комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем коллектива банка.
В-третьих, маркетинг учит умению вести деловые переговоры с партнерами и клиентами; этим контактам свойственны доверие, взаимовыгодность и коллективность решений и действий, что предполагает для работников банка выработку умения пойти на компромисс;
В-четвертых, особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены спецификой его продукции, т.е. это услуги по пассивным и по активным операциям; введение маркетинга в управление банком обеспечивает выработку стратегии и тактики поведения банка и конкретных мер по изучению и развитию рынка, подготовка альтернативных и гибких решений, что позволяет оперативно реагировать на рыночные изменения.
В связи с этим выдели цель работы – рассмотреть и проанализировать современный банковский маркетинг в России. На основании данной цели выделим задачи работы:
¾ изучить структуру службы маркетинга коммерческого банка;
¾ раскрыть характеристику деятельности маркетинга в управлении банком;
¾ описать риски в банковском маркетинге и конкуренцию банковских услуг;
¾ рассмотреть специфику работы службы маркетинга в Российских банках;
¾ провести анализ службы маркетинга Российского Коммерческого Банка
В данной работе была использована литература таких авторов как: Верней Дж., Мориарти С., Багиев Г.Л., Андреев С.Н., Мелъниченко Л.Н., Вазонов В.В., Акулич М.В., Грищенко М.Ф., Демченко Е.В., Абрамова Г.П., Лаврушин О.И., Кравцева Г. И., Данько Т.П.